Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Новая музыка: композиторы на Радио Культура

Новая музыка: композиторы на Радио Культура

«Новая музыка». Так называется наш совместный проект с Радио «Культура». Каждый четверг в 11.30 на 91,6 FM вас ждет встреча с современным автором и его произведениями. По мнению большинства слушателей, новая музыка – небольшой герметичный мир. Поэтому проект Союза композиторов и радио «Культура» направлен на популяризацию новых имен и новой музыки.

Выпуск 25. Ольга Раева
Ольга Раева – член Союза композиторов и московской Ассоциации современной музыки, лауреат многих международных конкурсов и премий, автор камерно-инструментальных и симфонических опусов
«Птица Калавинка» для флейты и фортепиано сочинена в конце 2012 года как послание дочери. Как рассказала композитор, «Калавинка – по буддийским поверьям – сладкоголосая райская птица, поющая, еще не вылупившись из яйца. В иконографии – на картинах, стенах храмов, ритуальных предметах и одежде – она изображается в виде поющей, танцующей и играющей на флейте прекрасноликой женщины-птицы (с человеческими головой, руками или даже всем торсом). Пение Калавинки – послание радости. Но есть и в радости оттенки грусти. В русской мифологии образ Калавинки разделен на две ипостаси: Сирин и Алконост. По народному сказанию, утром на Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеется. Птица смахивает с крыльев живую росу и преображаются плоды, в них появляется удивительная сила, и все плоды на яблонях с этого момента становятся целительными…».


Выпуск 24. Александр Хубеев
Александр Хубеев – российский композитор, победитель конкурса «Гаудеамус», художественный руководитель Международной Академии Молодых Композиторов в городе Чайковском, сооснователь и куратор Композиторских Курсов reMusik.org в Санкт-Петербурге
Пьеса Massimo sempre была написана для МАСМа в 2011 году в рамках Первой Международной академии молодых композиторов в Чайковском. Одной из особенностей пьесы является нетрадиционное использование инструментов, которое не только расширяет их тембровые возможности, но и позволяет выстроить непривычные виды взаимодействия между ними. Это становится возможным благодаря использованию специальных объектов при игре на инструментах: гитарных слайдов, плектров для струнных и шариков для пинг-понга внутри фортепиано, которое играет особую роль в этой пьесе. Сложные и перенасыщенные тембровые звучания инструментов создают многослойные фактуры с максимальной концентрацией музыкальных событий на единицу времени (что отражено в названии произведения, которое можно перевести с итальянского как «Максимум всегда»).


Выпуск 23. Вера Иванова
Вера Иванова – композитор, автор симфонической, хоровой, вокальной, камерно-инструментальной и электро-акустической музыки
В пьесе «Аура» для кларнета соло (2012) благодаря использованию современных исполнительских техник, имитирующих человеческое дыхание, создается ощущение осязаемости невидимой ауры. Идея сочинения возникла во время беседы композитора с кларнетисткой Вирджинией Фигейредо, для которой пьеса и была написана. Позже свои интерпретации создали Олег Танцов, Эндрю Леонард и Франсуа Уль. Название произведения отсылает к нескольким толкованиям понятия «аура»: нечто, изображаемое как нимб, ореол, сияние вокруг головы, тела, представляемое как проявление души, духа; то же, что биополе; а также от греческого aura – ветерок, дуновение; предвестник припадка – своеобразное ощущение, движение или психическое переживание (страх, ложное восприятие действительности), непосредственно предшествующее эпилептическому припадку.

Выпуск 22. Кузьма Бодров
Кузьма Бодров окончил Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского, в 2008 – аспирантуру по классу композиции у Александра Чайковского. Преподает в Московской консерватории полифонию, музыкальную форму, гармонию, инструментовку и чтение партитур, а также на Высших курсах режиссеров и сценаристов в Москве.
Сонатина для виолончели и фортепиано в трех частях была написана в 2015 году по заказу пианиста Бориса Березовского, который осуществил ее премьеру в том же году совместно с виолончелистом Анри де Маркеттом.


Выпуск 21. Алина Подзорова
Алина Подзорова – композитор, автор симфонических, оперных, балетных, вокальных, камерно-инструментальных партитур
Название пьесы "Incompleteness" для флейты, скрипки, виолончели, фортепиано и аккордеона в переводе с английского означает "незавершенность".
"Это чувство знакомо каждому из нас, – размышляет композитор. – Оно имеет сотни оттенков и тысячи причин своего возникновения. Чувство незавершенности посещает тебя, когда ты очень хочешь что-то повторить из своей жизни,пережить еще раз что-то сильное и настоящее, но не можешь…"

Выпуск 20. Алексей Наджаров
Алексей Наджаров. Композитор, специалист в области электронного звука, создатель компьютерных программ для исполнения электронной музыки, звукорежиссер, джазовый пианист и импровизатор.
"Clicktrack" – пьеса для бас-кларнета, фонограммы и электроники (2013) отражает исследования композитора в области природы звука, взаимодействия электронного и акустического материала, новых принципов развития и изложения музыкальной ткани.


Выпуск 19. Антон Сафронов
Антон Сафронов. Композитор, педагог, музыкальный публицист. "sentimento... – CODA" памяти Эдисона Денисова для фортепиано соло (1997/2001) – эпитафия, написанная к годовщине смерти учителя (позже была сделана новая редакция сочинения)


Выпуск 18. Владимир Горлинский
Владимир Горлинский – композитор, импровизатор, автор пространственных композиций и звуковых инсталляций. "Лебяжий пух. Восточные линзы" был написан в 2013 году для ансамбля "КонтраТрио" в рамках проекта, посвященного юбилею "Истории солдата" Стравинского.

Выпуск 17. Олег Гудачёв
Олег Гудачёв – композитор, импровизатор, мультиинструменталист, а также сооснователь, артист и художественный руководитель {instead} ensemble
"Темный собор" для четырех исполнителей и электроники был создан в 2019 году по заказу фестиваля reMusik и исполнен ГАМ-Ансамблем.


Выпуск 16. Павел Карманов
Павел Карманов – композитор, автор произведений для камерных ансамблей различных составов, хоровых и симфонических сочинений. Участник московской рок-группы «Вежливый отказ». С ней он регулярно выступает в качестве пианиста и флейтиста.
Пьеса Get in! («Входи!») написана в 2005 году к рождению сына и по заказу американского ансамбля Seattle Сhamber Players. В 2018 году композитор сделал её новую версию с фортепиано вместо маримбы и виброфона для МАСМа.


Выпуск 15. Николай Хруст
Николай Хруст. "Маленькое сотворение мира"
Николай Хруст – композитор, саунд-дизайнер, доцент Московской консерватории имени П. И. Чайковского, кандидат искусствоведения.
Пьеса "Маленькое сотворение мира" для скрипки соло и электронной импровизации была написана в 2013 году специально для скрипачки Екатерины Фомицкой и ей же посвящена, но в дальнейшем особую трактовку сочинение получило в исполнении Евгения Субботина на концертах MCME / МАСМ.


Выпуск 14. Владимир Раннев
Владимир Раннев. Композитор, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета.
Идею пьесы «P est na. iss O ex glo æ» раскрыл сам композитор: «это “Palestrina. Missa O Rex gloriæ”, на которую я взглянул как на старую фреску, чьи фрагменты со временем раскрошились и осыпались. В подобное хрупкое и увядающее состояние я привожу и мессу Палестрины – какие-то голоса умолкли, от каких-то остались лишь фрагменты…»


Выпуск 13. Денис Хоров
Денис Хоров – член Союза композиторов России. Участвовал в различных музыкальных проектах и фестивалях, таких как «Московский форум», «Другое пространство», «Трудности перевода», «Незначительная музыка», «Платформа», «Траектория Звука», композиторская лаборатория в Центре имени Вс. Мейерхольда.
«Атмосфера» для скрипки, виолончели, альтовой флейты, кларнета и фортепиано написана в 2020 года по заказу МАСМ


Выпуск 12. Марк Булошников
Марк Булошников – член Союза композиторов России, член правления региональной организации Союза композиторов, а также Союза театральных деятелей России.
Три пьесы для баяна и фортепиано хорошо иллюстрируют творческий метод автора.
Три пьесы для баяна и фортепиано были созданы Булошниковым незадолго до записи антологии SoundReview(гиперссылка). Это произведение прекрасно иллюстрирует композиторскую установку «автора-наблюдателя»: «Как композитор я иногда не хочу “влезать” в суть событий, мне интересно за ними следить со стороны. Музыкальные объекты самодостаточны, и я не собираюсь работать с ними в общепринятом композиторском смысле, я их лишь обнаруживаю и сохраняю. Предоставляю музыке возможность просто звучать, я не композитор-технолог, а композитор-наблюдатель».


Выпуск 11. Ольга Бочихина
Ольга Бочихина – композитор, лектор, доцент Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Автор, в фокусе внимания которого темы движения, поведенческих и инструментальных стратегий, пространства, вопросов мышления.
Musica Sacra II: Danse macabre для фортепиано с электроникой (памяти Августы) – вторая пьеса из цикла Musica Sacra, написанная в 2013 году по заказу ансамбля Inverspace (Швейцария).


Выпуск 10. Эльмир Низамов
Эльмир Низамов – композитор и преподаватель Казанской консерватории, номинант российской национальной театральной премии «Золотая маска» и лауреат премии президента РФ.
Сочинение «Sapiente» (2016) было написано специально для МАСМ-ансамбля и посвящено Софии Губайдулиной. «Мое знакомство с Губайдулиной началось с ее Чаконы, которую я сам неоднократно исполнял, и в основу моей композиции легла именно ее главная тема, – рассказал автор. – “София” означает мудрость, и для меня мудрость – это видение мира без суеты, некая созерцательность. Название “Sapiente” – это своего рода синоним к имени “София”».


Выпуск 9. Настасья Хрущева
Настасья Хрущева – композитор, пианистка, музыковед, доцент кафедры истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения.
"Книга печали и радости" (2018) посвящена камерному оркестру "Дивертисмент" под руководством Ильи Иоффа, в исполнении которого состоялась премьера в 2019 году на Новой сцене Александринского театра.


Выпуск 8. Наталья Прокопенко
Наталья Прокопенко. Член Союза композиторов России. Лауреат онлайн-конкурса композиторов YouTube (2010), IV Международного молодежного композиторского конкурса "Шаг влево" (Санкт-Петербург, 2011), дипломант II Международного конкурса молодых композиторов имени Н. Мясковского (2012), лауреат I премии VII Международного конкурса молодых композиторов имени П. Юргенсона (2013), финалист II Международного композиторского конкурса имени С. Слонимского (2015).
Сочинение "Несовершенство памяти" для альтовой флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано написано в 2020 году.


Выпуск 7. Алексей Сюмак
Алексей Сюмак. Окончил Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского в классе профессора Александра Чайковского, а также аспирантуру этого вуза. С 2005 года преподает на композиторском факультете Московской консерватории, обучая студентов полифонии, современной гармонии и анализу музыкальных произведений. Член Союза композиторов России, групп "Сопротивление Материала" (СоМа) и "Пластика Звука". Неоднократный лауреат Международного конкурса молодых композиторов имени П. Юргенсона, конкурса "Пифийские игры", независимой театральной премии "Акция", лауреат государственной театральной премии "Золотая маска".
Премьера пьесы "Чужая" для голоса, флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели состоялась в 2017 году на XI Международном фестивале имени С. Дягилева в Перми.


Выпуск 6. Арман Гущян
Арман Гущян – композитор, автор музыки для симфонического оркестра, инструментальных ансамблей, хора, live-электроники, музыкального и драматического театра и звуковых инсталляций.
Пьеса "Stanza" для альтовой флейты, скрипки, виолончели и приготовленного фортепиано была написана по заказу проекта "Платформа" и впервые исполнена ансамблем Apparent House (Лондон) в Москве в 2014 году.


Выпуск 5. Николай Попов
Николай Попов – композитор, педагог, исследователь, член Союза композиторов России, член Союза художников России, научный сотрудник Центра электроакустической музыки Московской консерватории, преподаватель кафедры истории и теории музыки Российского университета театрального искусства (ГИТИС).
Пьеса "Interferometer" для ансамбля, электроники, видео и света была написана специально для Московского ансамбля современной музыки в рамках проекта "Машинерия" в 2016 году.


Выпуск 4. Анна Поспелова
Анна Поспелова – член Союза композиторов России, с 2017 – научный сотрудник Центра электроакустической музыки Московской консерватории. Автор оркестровых, камерных и хоровых сочинений, электроакустических композиций, произведений для духового оркестра и оркестра русских народных инструментов, театральной музыки. Лауреат всероссийских и международных конкурсов.
Сочинение "К" для басовой флейты и скрипки было написано в 2017 году специально для солистов МАСМ в рамках VII Международной академии молодых композиторов.


Выпуск 3. Антон Светличный
Антон Светличный – обладатель I премии Первого виртуального конкурса композиторов журнала "Трибуна современной музыки", победитель (Большой приз публики и Малый приз ансамбля) конкурса композиторов "Пифийские игры", лауреат II и III премий Всероссийского конкурса музыкальных критиков "Резонанс", лауреат III премии Третьего Всероссийского конкурса AVANTI (2020). Член композиторской группы "Сопротивление материала".
Пьеса "Половина собаки" была создана для Международной академии МАСМ в 2015 году. В ней композитор использовал собственную музыку из саундтрека к немому фильму "Андалузский пес" Луиса Бунюэля, сочиненного еще в 2010 году, но так и не увидевшего свет. В новую пьесу вошло около половины материала саундтрека – так и возник заголовок "Половина собаки".


Выпуск 2. Алексей Сысоев
Среди исполнителей музыки Алексея Сысоева – Московский ансамбль современной музыки, "Студия новой музыки", ансамбли N’Caged, Intrada, Questa Musica, NoName, Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского, "XX век", FX String Quartet, и другие. Сочинения Алексея Сысоева звучали на ведущих международных фестивалях современной музыки в России и за рубежом.
Пьеса "Marsyas" ("Марсиас") была написана для флейтистки Марины Рубинштейн в 2010 году, премьера состоялась в том же году на фестивале "Другое пространство". Сочинение отличается технической сложностью, которая приумножается за счет использования современных исполнительских техник. "Традиционная техника игры на флейте здесь разбивается на простейшие составляющие (артикуляция губ, дыхания, движения пальцев), которые не совпадают друг с другом, – поясняет композитор. – Отсюда запись на двух, а то и трех системах. Это можно назвать главной технической идеей пьесы. Музыкант вынужден как будто впервые учиться играть на инструменте. Позже, работая над кандидатской диссертацией, я нашел похожие приемы в музыке".


Выпуск 1. Дмитрий Курляндский.
Среди его сочинений – оперы "Астероид 62", "Сверлийцы. Увертюра. Начало", "Носферату", "Октавия.Трепанация". С 2013 года – музыкальный руководитель Электротеатра Станиславский.
Пьеса "Знаки препинания" для флейты, кларнета, фортепиано (или аккордеона), скрипки и виолончели была написана для "Пифийских игр" в 2008 году. Как объясняет композитор, "знаки препинания обеспечивают связность текста, его логику, синтаксис, интонацию. В музыке исторически роль знаков препинания играли цезуры, паузы, кадансы. Невидимые знаки препинания разделяют части формы, вопрос-ответные структуры, шаги секвенции и прочее. Могут ли они существовать вне текста? Приобретут ли они собственное значение, будучи высвобожденными от структурируемого ими текста? Потеряют ли они функциональность, будучи вынесенными за привычный контекст, или обретут новую? Светофор посреди пустыни – символ свободы или одиночества? Эти вопросы стоят в основе данного сочинения, которое, по сути, является попыткой ритмизации тишины".