Барас Карина Вальдемаровна
Родилась в г. Чебоксары в 1971 году. Сочинять музыку начала с девяти лет – брала уроки композиции в музыкальной школе у А. Р. Салихова. В 1990 году закончила теоретическое отделение Чебоксарского музыкального училища им. Ф. Павлова. Композицией занималась в классе Л. А. Новосёловой. Закончила в 1995 году Нижегородскую консерваторию им. М. И. Глинки по двум специальностям – музыковедение (класс Т. Н. Левой) и композиция (класс Б. С. Гецелева; у него же окончила ассистентуру-стажировку в 1997 году). Участвовала в творческих семинарах молодых композиторов ДТК «Иваново» под руководством Б. С. Гецелева и С. С. Беринского.
Если творческое эго композитора гармонично сочетается с ясным музыковедческим сознанием, значит, скорее всего, и замыслы, и их окончательное воплощение отличаются особой осознанностью и, чаще всего, неординарностью. Вкус к рациональному анализу интуитивного и, в противовес тому, интуитивному постижению звучащего проявляется у Барас в ряде сочинений. Пьеса «По ту сторону» — "коротка, как афоризм, лаконична, как монета". Обобщённо-философский авторский замысел отражает дуализм мира и бытия: белое — чёрное, временное — вечное, живое — мёртвое. Очевидна оппозиция: эта сторона — нечто нам известное, а та — "редко посещаемая".
В основе произведения «Флейтиссимо» — троичность разного рода: три флейты, организованные в трехголосную фактуру, трёхмерность метра и ритма, трёхчастное деление формы, трихордовые попевки. Опус «Вслушиваясь» на стихи японских поэтов правомерно рассматривать в паре с «Unsere Einsamkeit», опирающейся на австрийскую поэзию. Эти два цикла соотносятся друг с другом наподобие оппозиции культурных антиподов. Гетерофония и полифония, свобода и строгость, пантеизм и экспрессионизм диалогизируют на расстоянии года (1992-1993), словно внося некий вклад в "подведение культурных итогов" уходящей эпохи.
В сочинениях К. Барас преобладает тон лирико-драматического высказывания; есть и сочинения философского плана, и выдержанные в юмористическом ключе. Таковы «Скерцино» из «Музыкальной шкатулки», «Рецепт» на слова Б. Виана, «Басни Крылова», «Клип-антракт», Три детских хора и, несомненно, «Заседание» на стихи Н. Олейникова, в контексте которого нарочитые примитивизм и игра в пошлость звучат провокативным вызовом снобизму. Интересно, что в опусе предполагаются элементы театрализации, несущие отдаленный намёк на реалии эпохи официоза и "трибунала": строгие костюмы в качестве одеяния исполнителей и трибуна с графином и стаканами как некая "точка отсчёта".
При очевидной склонности композитора к малым формам и камерным жанрам, симфонические опусы К. Барас отличаются проработкой фактуры, тщательной выписанностью всех деталей, тонкостью нюансировки; перечисленные качества, однако, гармонично уживаются с продуманностью общекомпозиционных планов. В этом отношении показательна симфоническая поэма «Лики», написанная для большого симфонического оркестра. Она позволяет сделать вывод о том, что автор в достаточной степени владеет "большой формой", и в жанре симфонической музыки ощущает себя также весьма свободно.
Скромная словесная пометка NB («заметь хорошо») в творчестве Барас преобразилась в новый, самостоятельный, авторский жанр – как некогда музыкальные моменты и экспромты Шуберта, песни без слов Мендельсона, интермеццо Брамса, симфонические поэмы Листа... На сегодняшний день у Барас шесть произведений жанра нотабене.
Разнообразие предпочтений наблюдается и в вокальной музыке: миниатюры и хоровые сочинения, с аккомпанементом и a'capрella, предназначенные для различных исполнительских составов и слушательской аудитории – например, вокальный цикл для голоса и фортепиано «Свободные стихи Иосифа Бродского», цикл песен для детского хора «Весёлые чижи», «Лебедь» на стихи К. Бальмонта для смешанного хора а'capрella.
В 2020 году завершена опера «Горе от ума» по комедии А. Грибоедова. Композитор обращается к жанру оперы в его классическом понимании. Это комическая опера в четырёх картинах. Увертюра традиционно не только подготавливает слушателя к предстоящему действу, но и включает музыкальные темы оперы. Сквозное развитие, в котором прослеживаются номера-маски, подчинено принципу симфонического развития. Развитая лейтмотивная система также является важным драматургическим принципом. В опере много цитат и аллюзий, охватывающих большой временной интервал – от музыки И.С. Баха до киномузыки Майкла Наймана, есть и автоцитаты.
В творческом багаже К. Барас около сотни опусов практически во всех жанрах: для симфонического оркестра, камерно-инструментальных, вокальных, хоровых жанров и музыки для детей.
Одновременно с музыкальным творчеством и методической работой занимается педагогической деятельностью – ведёт уроки по музыкально-теоретическим дисциплинам (композиция и музыкальная информатика, сольфеджио и теория музыки, музыкальная литература и слушание музыки).
Среди известных учеников лауреат XVII Международного конкурса им. П. И. Чайковского (2023) и победитель различных международных и всероссийских конкурсов пианистов и композиторов Валентин Малинин.
Является автором учебно-методических авторских работ.
- Сольфеджио: задачник для юного композитора: учебное пособие для 1-3 классов ДМШ(Издательство "Феникс", Ростов-на-Дону, 2020).
- Чтение с листа : тренажёр-трансформер «Складываем новую музыку» : для 1 класса ДМШ и ДШИ (Издательство "Феникс", Ростов-на-Дону, 2020).
- Сольфеджио: сборник домашних заданий : учебное пособие для 1 класса ДМШ (Издательство "Феникс", Ростов-на-Дону, 2020)
- Лауреат Первой степени Всероссийского конкурса научных студенческих работ (1994)
- Лауреат стипендии имени академика Г. А. Разуваева (1995, 1996)
- Лауреат Второй премии Второго Международного конкурса композиторов в Германии, г. Саарлуис (1999).
- Стипендиат Союза композиторов России (2002, 2003)
- Лауреат Областного конкурса методических работ преподавателей теоретических дисциплин в номинации «Теория музыки» (2009)
- Лауреат Первого Всероссийского открытого конкурса композиторского мастерства на создание сочинений в жанре хоровой музыки - Вторая и Третья премия (2010)
- Дипломант Третьего Международного конкурса композиторов "Роман Сладкопевец" (2016)
- Лауреат I степени Первого Всесоюзного конкурса "Avanti" в номинации «Сольное инструментальное сочинение» («Афоризмы» для фортепиано) (2018)
- Лауреат VII Международного конкурса композиторов и аранжировщиков им. И. О. Дунаевского - Третья премия (2020)
- Лауреат Первого Всероссийского конкурса композиторов школы-студии современного искусства – Вторая и Третья премия (2023)
- Лауреат Премии Министерства культуры по Нижегородской области (2023)
- Первый Международный фестиваль им. Сахарова (1993 г.)
- Х1Х Международный фестиваль современной музыки «Московская осень»
- Международный фестиваль современной музыки «Картинки с выставки» (2003, 2022)
- Международный конкурс-фестиваль «Современное искусство и образование» в Москве (2006)
- Межрегиональные конференции преподавателей теоретических дисциплин (2006 – 2017)
- Международный фестиваль музыки в Денвере штата Колорадо США (2018)
- Международный фестиваль современной музыки «Диалог "правых" и "левых"» (2023)
- Победитель программы «Ноты и квоты»,
номинация для солиста, дуэта или трио (2024)
- Сборник пьес для фортепиано. 1987г.
- Сонатина для флейты и фортепиано. 1987г.
- Цветы. Вокальный цикл на стихи разных поэтов (А.Мэй,А.Фет,А.Аснык,О.Хайям) 1988г.
- Печаль. Для высокого голоса, флейты и фортепиано на стихи Э. Шмитке. 1988г.
- Листья. Для хора а capella на стихи Ф.Тютчева. 1989г.
- Сюита для кларнета и фортепиано. 1989г.
- Фантазия для кларнета соло. 1989г.
- Листопад. Для хора а capella на стихи И.Бунина. 1990г.
- Сборник романсов для голоса и фортепиано. 1990г.
- Прелюдии для фортепиано. 1990г.
- Три романса на стихи М Волошина для высокого голоса и фортепиано: 1990г.
- Три басни Крылова для меццо-сопрано, баритона, скрипки, кларнета, фагота и фортепиано. 1990г.
- Фортепианное трио для скрипки, виолончели и фортепиано. 1991г. Ред. 2017
- Мой тихий сон. Вокальный цикл на стихи О. Мандельштама: 1991г.
- Музыкальная шкатулка. Сюита для трёх флейт. 1992г.
- Вслушиваясь. Цикл на стихи японских поэтов для сопрано, флейты, кларнета, виолончели и ксилофона. 1992г.
- Флейтиссимо. Полифонический цикл для большой, малой и альтовой флейт. 1993г.
- Фантазия для двух флейт и клавесина. 1993г.
- Прелюдия с фугой для фортепиано. 1993г.
- «Unsere Einsamkeit» Цикл на стихи австрийских поэтов для сопрано, скрипки, альта и виолончели. 1993г.
- Рыцари. Я лежу болею. Митяй-лентяй. Для детского хора а capella на стихи А.Барто. 1994г.
- Ночь. Три симфонических новеллы по Ги де Мопассану.
- Простая музыка. Для двух кларнетов и фагота. 1995г.
- «Quadri membris».Цикл для скрипки, альта, виолончели и фортепиано. 1995г.
- «Jch rufe». Для органа и вибрафона. 1996г.
- Клип-антракт. Для симфонического оркестра. 1996г.
- Лики. Для симфонического оркестра. 1996г
- Заседание. Для тенора, кларнета и фортепиано на стихи Н. Олейникова. 1997г.
- Отзвуки. Четыре пьесы для фортепиано. 1997г.
- По ту сторону. Для гобоя, баяна и фортепиано. 1998г.
- Два этюда для двух скрипок. 1998г.
- «Quasi niente». Для органа и челесты. 1999г.
- Экспромт для кларнета соло. 2000г.
- Концертный дуэт для двух кларнетов. 2000г.
- Простая музыка 2(по мотивам прелюдии Д.Д. Шостаковича) для двух кларнетов и английского рожка. 2000г.
- Рецепт. Для голоса и фортепиано на слова Б. Виана. 2000г.
- Игры для фортепиано. Четыре тетради для детей и юношества. 2000 – 2005г.
- Анекдоты из жизни Пушкина. Для голоса и фортепиано на слова Д. Хармса 2001г.
- Соната па де де для кларнета и фортепиано. 2002г.
- «Mein Still Schlaf». Для высокого голоса, арфы и органа. 2002г.
- Три стихотворения В. Набокова. Для мужского голоса и фортепиано. 2002г.
- Anima Vita. Симфоническая картина. 2003г. Ред. 2015
- Соната для фортепиано. 2003г.
- Простая музыка 3 (по мотивам народной мелодии) для двух кларнетов и флейты. 2004г.
- Блюз для черного кота. Для саксофона пикколо и органа (по мотивам одноимённой новеллы Б. Виана). 2005г.
- Закавыка для двух роялей. DEsCH 2005г.
- Падаль (для тенора и фортепиано на стихи Шарля Бодлера). 2006г.
- Афоризмы для фортепиано. 2006г.
- Симфония. 2006г.
- Арабеска для струнного оркестра. 2006г.
- Саксофония для саксофона-альта и фортепиано. 2006г.
- Правила поведения для воспитанных детей (распевки и песни для школьников) на сл. Г.Шалаева и О.Журавлёва 2006г.
- Весёлые чижи. Цикл песен для детского хора на стихи В.Берестова, Д.Хармса, А.Барто, Э.Успенского, С.Маршака 2008
- Снежинка (К. Бальмонт) 2009
- В тишине (Е. Благинина) 2009
- Малышам-малятам. Цикл песен для детей. Сл. Ю.Соколовой, Б.Заходера, В.Витка 2009
- Бабочка. Для симфонического оркестра. 2010
- Жил-был кот… Для детского хора а капелла(сл.Н.Заболоцкого) 2010
- Лебедь. Для смешанного хора а капелла(ст.К.Бальмонта) 2010
- Silentium X. Для солирующей скрипки и камерного ансамбля (флейты, кларнета, бас-кларнета , альт-саксофона, валторны , тубы, фортепиано, аккордеона и ударных (вибрафона, колокольчиков, том-томов, подвешенных тарелок, большого барабана) 2010
- Метаморфозы для кларнета, валторны, клавесина и виолончели 2010
- Партита для виолончели соло. 2010
- «Иллюзия Баха» для вибрафона и органа. 2011
- Arto / Памяти Арто Меллери / для флейты пикколо, гобоя, бас-кларнета, двух скрипок, виолончели и контрабаса. 2011
- Эпитафия для трубы и струнного квартета 2011
- Quasi barocco Токката и фуга для кларнета соло 2011
- Ты помнишь? (Для голоса и фортепиано на слова Фрэнка О`Хара) 2013
- Семипятничное. Сюита в семи частях для семи произвольных инструментов. 2014
- Свободные стихи Иосифа Бродского. Вокальный цикл для голоса и фортепиано. 2014
- Колыбельная. Для смешанного хора, гобоя, скрипки и виолончели (слова народные) 2015
- Каникулы. Песня на стихи М.Дубиковской 2015
- Страсти-мордасти (12+). Шуточная пародия на детектив для 12 инструментов и детей. 2016
- Девушка с незабудкой (нотабене по Милану Кундере). Для альтового саксофона и баяна. 2016
- Как рисовать картину (нотабене по Стивену Кингу). Для кларнета и фортепиано. 2016
- "Ювенильное море" (нотабене по Андрею Платонову) для квартета флейт (большой, малой, альтовой, басовой) 2017
- Lamento для трубы и фортепиано 2017
- Qui pro quo. Ода и гальярда для баяна и органа. 2017
- Вдребезги. Сюита для альта и фортепиано 2017
- Сирены. Для трёх флейт. 2017
- Повелитель мух (нотабене по Гофману) для скрипки соло. 2018
- Как жаль! (нотабене по Александру Солженицыну). Памяти жертв политических репрессий. Для хора а cappella. 2019
- "У каждого своя Химера" (нотабене по Шарлю Бодлеру) для саксофона, баяна и клавесина. 2019
- «Горе от ума». Комическая опера в четырёх картинах по одноимённой комедии А. С. Грибоедова (либретто А. Л. Калинович при участии К. В. Барас). 2020
- «Сатиры в духе Шостаковича». Цикл для голоса и фортепиано: 1. «Милая моя». (Op. 9. 1990) 2. «Указ». (Op.84. 2021) 3. «Рецепт». Op.36. 2000.
- «Ностальгия по Невозможному» для скрипки и фортепиано. 2021
- «Жесть» для альтового саксофона, фортепиано и ударных. 2022
- «Жили у бабуси» (маленькие инвенции для взрослых детей) для фортепиано. 2022
- «Заповедь» для хора а cappella на стихи Редьярда Киплинга. 2022
- «Экзотическая гирлянда» для флейты и фортепиано. 2023
- Фортепианное соло, (2024, «Ноты и квоты»)
Список изданных сочинений
- Две пьесы в сб.: «Кукарямба». Детские пьесы нижегородских композиторов для фортепиано. Нижний Новгород. 2007
- Две песни в сб.: «Пусть летают бегемоты». Детские песни и хоры нижегородских композиторов. Нижний Новгород. 2009
- Два хора в сб.: «Хоровые произведения победителей Первого Всероссийского открытого конкурса композиторов «Молодая классика». Вологда. 2010
- Кинезиологические игры с клавишами от новичка до профи (30 уровней и 5 бонусных): Сборник пьес для фортепиано. (Издательство "Планета музыки", Санкт-Петербург, 2021)
- Произведения для фортепиано (Издательство "Планета музыки", Санкт-Петербург, 2021)
- «Жили у бабуси». Забавные инвенции для взрослых детей. (Издательство "Планета музыки", Санкт-Петербург, 2023)