Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Барас Карина Вальдемаровна

Барас Карина Вальдемаровна

Барас Карина Вальдемаровна

Композитор
Нижегородская региональная организация Союза композиторов России
Член союза композиторов России

Родилась в г. Чебоксары в 1971 году. Сочинять музыку начала с девяти лет – брала уроки композиции в музыкальной школе у А. Р. Салихова. В 1990 году закончила теоретическое отделение Чебоксарского музыкального училища им. Ф. Павлова. Композицией занималась в классе Л. А. Новосёловой. Закончила в 1995 году Нижегородскую консерваторию им. М. И. Глинки по двум специальностям – музыковедение (класс Т. Н. Левой) и композиция (класс Б. С. Гецелева; у него же окончила ассистентуру-стажировку в 1997 году). Участвовала в творческих семинарах молодых композиторов ДТК «Иваново» под руководством Б. С. Гецелева и С. С. Беринского.

Если творческое эго композитора гармонично сочетается с ясным музыковедческим сознанием, значит, скорее всего, и замыслы, и их окончательное воплощение отличаются особой осознанностью и, чаще всего, неординарностью. Вкус к рациональному анализу интуитивного и, в противовес тому, интуитивному постижению звучащего проявляется у Барас в ряде сочинений. Пьеса «По ту сторону» — "коротка, как афоризм, лаконична, как монета". Обобщённо-философский авторский замысел отражает дуализм мира и бытия: белое — чёрное, временное — вечное, живое — мёртвое. Очевидна оппозиция: эта сторона — нечто нам известное, а та — "редко посещаемая".

В основе произведения «Флейтиссимо» — троичность разного рода: три флейты, организованные в трехголосную фактуру, трёхмерность метра и ритма, трёхчастное деление формы, трихордовые попевки. Опус «Вслушиваясь» на стихи японских поэтов правомерно рассматривать в паре с «Unsere Einsamkeit», опирающейся на австрийскую поэзию. Эти два цикла соотносятся друг с другом наподобие оппозиции культурных антиподов. Гетерофония и полифония, свобода и строгость, пантеизм и экспрессионизм диалогизируют на расстоянии года (1992-1993), словно внося некий вклад в "подведение культурных итогов" уходящей эпохи.

В сочинениях К. Барас преобладает тон лирико-драматического высказывания; есть и сочинения философского плана, и выдержанные в юмористическом ключе. Таковы «Скерцино» из «Музыкальной шкатулки», «Рецепт» на слова Б. Виана, «Басни Крылова», «Клип-антракт», Три детских хора и, несомненно, «Заседание» на стихи Н. Олейникова, в контексте которого нарочитые примитивизм и игра в пошлость звучат провокативным вызовом снобизму. Интересно, что в опусе предполагаются элементы театрализации, несущие отдаленный намёк на реалии эпохи официоза и "трибунала": строгие костюмы в качестве одеяния исполнителей и трибуна с графином и стаканами как некая "точка отсчёта".

При очевидной склонности композитора к малым формам и камерным жанрам, симфонические опусы К. Барас отличаются проработкой фактуры, тщательной выписанностью всех деталей, тонкостью нюансировки; перечисленные качества, однако, гармонично уживаются с продуманностью общекомпозиционных планов. В этом отношении показательна симфоническая поэма «Лики», написанная для большого симфонического оркестра. Она позволяет сделать вывод о том, что автор в достаточной степени владеет "большой формой", и в жанре симфонической музыки ощущает себя также весьма свободно.

Скромная словесная пометка NB («заметь хорошо») в творчестве Барас преобразилась в новый, самостоятельный, авторский жанр – как некогда музыкальные моменты и экспромты Шуберта, песни без слов Мендельсона, интермеццо Брамса, симфонические поэмы Листа... На сегодняшний день у Барас шесть произведений жанра нотабене.

Разнообразие предпочтений наблюдается и в вокальной музыке: миниатюры и хоровые сочинения, с аккомпанементом и a'capрella, предназначенные для различных исполнительских составов и слушательской аудитории – например, вокальный цикл для голоса и фортепиано «Свободные стихи Иосифа Бродского», цикл песен для детского хора «Весёлые чижи», «Лебедь» на стихи К. Бальмонта для смешанного хора а'capрella.

В 2020 году завершена опера «Горе от ума» по комедии А. Грибоедова. Композитор обращается к жанру оперы в его классическом понимании. Это комическая опера в четырёх картинах. Увертюра традиционно не только подготавливает слушателя к предстоящему действу, но и включает музыкальные темы оперы. Сквозное развитие, в котором прослеживаются номера-маски, подчинено принципу симфонического развития. Развитая лейтмотивная система также является важным драматургическим принципом. В опере много цитат и аллюзий, охватывающих большой временной интервал – от музыки И.С. Баха до киномузыки Майкла Наймана, есть и автоцитаты.

В творческом багаже К. Барас около сотни опусов практически во всех жанрах: для симфонического оркестра, камерно-инструментальных, вокальных, хоровых жанров и музыки для детей.

Одновременно с музыкальным творчеством и методической работой занимается педагогической деятельностью – ведёт уроки по музыкально-теоретическим дисциплинам (композиция и музыкальная информатика, сольфеджио и теория музыки, музыкальная литература и слушание музыки).
Среди известных учеников лауреат XVII Международного конкурса им. П. И. Чайковского (2023) и победитель различных международных и всероссийских конкурсов пианистов и композиторов Валентин Малинин.

Является автором учебно-методических авторских работ.

  • Сольфеджио: задачник для юного композитора: учебное пособие для 1-3 классов ДМШ(Издательство "Феникс", Ростов-на-Дону, 2020).
  • Чтение с листа : тренажёр-трансформер «Складываем новую музыку» : для 1 класса ДМШ и ДШИ (Издательство "Феникс", Ростов-на-Дону, 2020).
  • Сольфеджио: сборник домашних заданий : учебное пособие для 1 класса ДМШ (Издательство "Феникс", Ростов-на-Дону, 2020)
  • Лауреат Первой степени Всероссийского конкурса научных студенческих работ (1994)
  • Лауреат стипендии имени академика Г. А. Разуваева (1995, 1996)
  • Лауреат Второй премии Второго Международного конкурса композиторов в Германии, г. Саарлуис (1999).
  • Стипендиат Союза композиторов России (2002, 2003)
  • Лауреат Областного конкурса методических работ преподавателей теоретических дисциплин в номинации «Теория музыки» (2009)
  • Лауреат Первого Всероссийского открытого конкурса композиторского мастерства на создание сочинений в жанре хоровой музыки - Вторая и Третья премия (2010)
  • Дипломант Третьего Международного конкурса композиторов "Роман Сладкопевец" (2016)
  • Лауреат I степени Первого Всесоюзного конкурса "Avanti" в номинации «Сольное инструментальное сочинение» («Афоризмы» для фортепиано) (2018)
  • Лауреат VII Международного конкурса композиторов и аранжировщиков им. И. О. Дунаевского - Третья премия (2020)
  • Лауреат Первого Всероссийского конкурса композиторов школы-студии современного искусства – Вторая и Третья премия (2023)
  • Лауреат Премии Министерства культуры по Нижегородской области (2023)
  • Первый Международный фестиваль им. Сахарова (1993 г.)
  • Х1Х Международный фестиваль современной музыки «Московская осень»
  • Международный фестиваль современной музыки «Картинки с выставки» (2003, 2022)
  • Международный конкурс-фестиваль «Современное искусство и образование» в Москве (2006)
  • Межрегиональные конференции преподавателей теоретических дисциплин (2006 – 2017)
  • Международный фестиваль музыки в Денвере штата Колорадо США (2018)
  • Международный фестиваль современной музыки «Диалог "правых" и "левых"» (2023)
  1. Сборник пьес для фортепиано. 1987г.
  2. Сонатина для флейты и фортепиано. 1987г.
  3. Цветы. Вокальный цикл на стихи разных поэтов (А.Мэй,А.Фет,А.Аснык,О.Хайям) 1988г.
  4. Печаль. Для высокого голоса, флейты и фортепиано на стихи Э. Шмитке. 1988г.
  5. Листья. Для хора а capella на стихи Ф.Тютчева. 1989г.
  6. Сюита для кларнета и фортепиано. 1989г.
  7. Фантазия для кларнета соло. 1989г.
  8. Листопад. Для хора а capella на стихи И.Бунина. 1990г.
  9. Сборник романсов для голоса и фортепиано. 1990г.
  10. Прелюдии для фортепиано. 1990г.
  11. Три романса на стихи М Волошина для высокого голоса и фортепиано: 1990г.
  12. Три басни Крылова для меццо-сопрано, баритона, скрипки, кларнета, фагота и фортепиано. 1990г.
  13. Фортепианное трио для скрипки, виолончели и фортепиано. 1991г. Ред. 2017
  14. Мой тихий сон. Вокальный цикл на стихи О. Мандельштама: 1991г.
  15. Музыкальная шкатулка. Сюита для трёх флейт. 1992г.
  16. Вслушиваясь. Цикл на стихи японских поэтов для сопрано, флейты, кларнета, виолончели и ксилофона. 1992г.
  17. Флейтиссимо. Полифонический цикл для большой, малой и альтовой флейт. 1993г.
  18. Фантазия для двух флейт и клавесина. 1993г.
  19. Прелюдия с фугой для фортепиано. 1993г.
  20. «Unsere Einsamkeit» Цикл на стихи австрийских поэтов для сопрано, скрипки, альта и виолончели. 1993г.
  21. Рыцари. Я лежу болею. Митяй-лентяй. Для детского хора а capella на стихи А.Барто. 1994г.
  22. Ночь. Три симфонических новеллы по Ги де Мопассану.
  23. Простая музыка. Для двух кларнетов и фагота. 1995г.
  24. «Quadri membris».Цикл для скрипки, альта, виолончели и фортепиано. 1995г.
  25. «Jch rufe». Для органа и вибрафона. 1996г.
  26. Клип-антракт. Для симфонического оркестра. 1996г.
  27. Лики. Для симфонического оркестра. 1996г
  28. Заседание. Для тенора, кларнета и фортепиано на стихи Н. Олейникова. 1997г.
  29. Отзвуки. Четыре пьесы для фортепиано. 1997г.
  30. По ту сторону. Для гобоя, баяна и фортепиано. 1998г.
  31. Два этюда для двух скрипок. 1998г.
  32. «Quasi niente». Для органа и челесты. 1999г.
  33. Экспромт для кларнета соло. 2000г.
  34. Концертный дуэт для двух кларнетов. 2000г.
  35. Простая музыка 2(по мотивам прелюдии Д.Д. Шостаковича) для двух кларнетов и английского рожка. 2000г.
  36. Рецепт. Для голоса и фортепиано на слова Б. Виана. 2000г.
  37. Игры для фортепиано. Четыре тетради для детей и юношества. 2000 – 2005г.
  38. Анекдоты из жизни Пушкина. Для голоса и фортепиано на слова Д. Хармса 2001г.
  39. Соната па де де для кларнета и фортепиано. 2002г.
  40. «Mein Still Schlaf». Для высокого голоса, арфы и органа. 2002г.
  41. Три стихотворения В. Набокова. Для мужского голоса и фортепиано. 2002г.
  42. Anima Vita. Симфоническая картина. 2003г. Ред. 2015
  43. Соната для фортепиано. 2003г.
  44. Простая музыка 3 (по мотивам народной мелодии) для двух кларнетов и флейты. 2004г.
  45. Блюз для черного кота. Для саксофона пикколо и органа (по мотивам одноимённой новеллы Б. Виана). 2005г.
  46. Закавыка для двух роялей. DEsCH 2005г.
  47. Падаль (для тенора и фортепиано на стихи Шарля Бодлера). 2006г.
  48. Афоризмы для фортепиано. 2006г.
  49. Симфония. 2006г.
  50. Арабеска для струнного оркестра. 2006г.
  51. Саксофония для саксофона-альта и фортепиано. 2006г.
  52. Правила поведения для воспитанных детей (распевки и песни для школьников) на сл. Г.Шалаева и О.Журавлёва 2006г.
  53. Весёлые чижи. Цикл песен для детского хора на стихи В.Берестова, Д.Хармса, А.Барто, Э.Успенского, С.Маршака 2008
  54. Снежинка (К. Бальмонт) 2009
  55. В тишине (Е. Благинина) 2009
  56. Малышам-малятам. Цикл песен для детей. Сл. Ю.Соколовой, Б.Заходера, В.Витка 2009
  57. Бабочка. Для симфонического оркестра. 2010
  58. Жил-был кот… Для детского хора а капелла(сл.Н.Заболоцкого) 2010
  59. Лебедь. Для смешанного хора а капелла(ст.К.Бальмонта) 2010
  60. Silentium X. Для солирующей скрипки и камерного ансамбля (флейты, кларнета, бас-кларнета , альт-саксофона, валторны , тубы, фортепиано, аккордеона и ударных (вибрафона, колокольчиков, том-томов, подвешенных тарелок, большого барабана) 2010
  61. Метаморфозы для кларнета, валторны, клавесина и виолончели 2010
  62. Партита для виолончели соло. 2010
  63. «Иллюзия Баха» для вибрафона и органа. 2011
  64. Arto / Памяти Арто Меллери / для флейты пикколо, гобоя, бас-кларнета, двух скрипок, виолончели и контрабаса. 2011
  65. Эпитафия для трубы и струнного квартета 2011
  66. Quasi barocco Токката и фуга для кларнета соло 2011
  67. Ты помнишь? (Для голоса и фортепиано на слова Фрэнка О`Хара) 2013
  68. Семипятничное. Сюита в семи частях для семи произвольных инструментов. 2014
  69. Свободные стихи Иосифа Бродского. Вокальный цикл для голоса и фортепиано. 2014
  70. Колыбельная. Для смешанного хора, гобоя, скрипки и виолончели (слова народные) 2015
  71. Каникулы. Песня на стихи М.Дубиковской 2015
  72. Страсти-мордасти (12+). Шуточная пародия на детектив для 12 инструментов и детей. 2016
  73. Девушка с незабудкой (нотабене по Милану Кундере). Для альтового саксофона и баяна. 2016
  74. Как рисовать картину (нотабене по Стивену Кингу). Для кларнета и фортепиано. 2016
  75. "Ювенильное море" (нотабене по Андрею Платонову) для квартета флейт (большой, малой, альтовой, басовой) 2017
  76. Lamento для трубы и фортепиано 2017
  77. Qui pro quo. Ода и гальярда для баяна и органа. 2017
  78. Вдребезги. Сюита для альта и фортепиано 2017
  79. Сирены. Для трёх флейт. 2017
  80. Повелитель мух (нотабене по Гофману) для скрипки соло. 2018
  81. Как жаль! (нотабене по Александру Солженицыну). Памяти жертв политических репрессий. Для хора а cappella. 2019
  82. "У каждого своя Химера" (нотабене по Шарлю Бодлеру) для саксофона, баяна и клавесина. 2019
  83. «Горе от ума». Комическая опера в четырёх картинах по одноимённой комедии А. С. Грибоедова (либретто А. Л. Калинович при участии К. В. Барас). 2020
  84. «Сатиры в духе Шостаковича». Цикл для голоса и фортепиано: 1. «Милая моя». (Op. 9. 1990) 2. «Указ». (Op.84. 2021) 3. «Рецепт». Op.36. 2000.
  85. «Ностальгия по Невозможному» для скрипки и фортепиано. 2021
  86. «Жесть» для альтового саксофона, фортепиано и ударных. 2022
  87. «Жили у бабуси» (маленькие инвенции для взрослых детей) для фортепиано. 2022
  88. «Заповедь» для хора а cappella на стихи Редьярда Киплинга. 2022
  89. «Экзотическая гирлянда» для флейты и фортепиано. 2023

Список изданных сочинений

  • Две пьесы в сб.: «Кукарямба». Детские пьесы нижегородских композиторов для фортепиано. Нижний Новгород. 2007
  • Две песни в сб.: «Пусть летают бегемоты». Детские песни и хоры нижегородских композиторов. Нижний Новгород. 2009
  • Два хора в сб.: «Хоровые произведения победителей Первого Всероссийского открытого конкурса композиторов «Молодая классика». Вологда. 2010
  • Кинезиологические игры с клавишами от новичка до профи (30 уровней и 5 бонусных): Сборник пьес для фортепиано. (Издательство "Планета музыки", Санкт-Петербург, 2021)
  • Произведения для фортепиано (Издательство "Планета музыки", Санкт-Петербург, 2021)
  • «Жили у бабуси». Забавные инвенции для взрослых детей. (Издательство "Планета музыки", Санкт-Петербург, 2023)