Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Хруст Николай Юрьевич

Хруст Николай Юрьевич

Хруст Николай Юрьевич

Композитор

Композитор, саунддизайнер, доцент Московской консерватории, кандидат искусствоведения.

Лауреат международных и всероссийских конкурсов и «calls for scores». Музыка Хруста исполнялась в Москве, С.-Петербурге, Венеции (Венецианская Биеннале), Париже, Берлине (Концертхауз), Вене, Амстердаме, Стамбуле, Киеве, Дармштадте и других городах Европы. Был резидентом электроакустических центров CIRM (Ницца), GRAME (Лион).

Николай Хруст сочетает в своём творчестве искусство и науку, практическое изучение природы музыкальных инструментов с философским осмыслением формы, программирование электронного звука и детальное инструментальное письмо.

Окончив с отличием Московскую консерваторию (2007) и её аспирантуру (2010) у проф. Владимира Тарнопольского, Хруст посетил множество мастер-классов известных композиторов (Г. Ф. Хааса, Б. Фуррера...) и исполнителей, побывал на Летних курсах новой музыки в Дармштадте, курсах Impuls в Граце (Австрия) был композитором в резиденции центров электроакустической музыки CIRM (Ницца) и GRAME (Лион).

Ещё будучи студентом, стал сооснователем группы композиторов «Пластика звука».

Произведения Николая Хруста часто выходят за рамки понятия «музыкальное сочинение». Хруст – автор сценических синтетических представлений, мультимедийных проектов. Например, акустическая мистерия «Сотворение мира», созданная в соавторстве с Н. Анастасьевой, А. Колейчук, М. Нагайчук-Эль-Абдалла, была поставлена в московском Центре им. Мейерхольда (состоялось 8 представлений).

Важное место среди опусов Хруста занимают интерактивные звуковые инсталляции, созданные вместе с художниками: Анной Колейчук, Вячеславом Колейчуком, Дмитрием Каваргой. Они были представлены в Москве, Гейдельберге, Гранаде, Линце. Среди них – «самосочиняющаяся» алгоритмическая звуко-световая композиция для инсталляции Вячеслава Колейчука «Атом» (по заказу Музея «Гараж»), экспонировавшейся круглосуточно в Парке Горького в Москве в течение 5 месяцев.

Ещё одна область интересов Хруста – саунддизайн, звучащий на выставках, спектаклях, в фильмах (картина Гр. Шестакова «Слово молчаливое» с саунддизайном Н. Хруста получила приз III фестиваля имени Саввы Морозова). С участием Н. Хруста как «электронного» исполнителя и написанных им звуковых компьютерных программ состоялось несколько мировых и российских премьер (включая единственное на сегодня в России исполнение Das Atmende Klarsein Л. Ноно на фестивале «Московский форум»).

Николай Хруст выступает как импровизатор на академических и клубных сценах, в том числе в составе созданного им инструментально-электронного ансамбля «Осьминог» (ансамблю и его композиторам был посвящён выпуск передачи Д. Ухова «Домашняя музыка» на Радио России).

Интерес Хруста к музыкальным инструментам и электронике проявляется и в теоретической области: на эти и смежные темы им опубликовано 14 научных и учебных работ, защищена диссертация под руководством проф. Т. В. Цареградской (научный консультант – проф. Г. Г. Амосов). Личная коллекция композитора насчитывает ок. 300 музыкальных инструментов.

Н. Хруст занимается научно-просветительской, образовательной, кураторской деятельностью, выступает с публичными лекциями и докладами в России и за рубежом.

Николай Хруст – Член Союза композиторов России, Союза московских композиторов, резидент Центра им. Вс. Мейерхольда, куратор электроакустического направления Академии молодых композиторов в г. Чайковском.

Основные конкурсы:

  • III «Открытый космос», I приз
  • III и IV конкурсы им. П. И. Юргенсона
  • Конкурс Радио «Орфей», I приз
  • «Образы науки», I приз

Мероприятия с конкурсным отбором:

  • VI международный форум ансамбля Aleph
  • VIII Международная академия молодых композиторов в г. Чайковском
  • Победитель программы «Ноты и квоты», номинация для малого ансамбля (2022)

Основные сочинения

• 23 для флейты, кларнета и фортепиано (2020)

• ISM для отражённого бас-кларнета и клика (2018)

• Нить для оркестра русских народных инструментов (2018)

• «Атом», алгоритмическая звуко-световая композиция для инсталляции Вячеслава Колейчука (Музей современного искусства «Гараж» (2018), Парк Горького, Москва)

• Ночные блики фонтана в Ронде для скрипки, электроквинтона и электроники или для двух скрипок

• Сонатина (Рельефы) для фортепиано соло (2016)

• «...Даже смерть мне явилась впервые...», интерактивная музыкальная инсталляция, совместно с Анной Колейчук (для выставки Государственного литературного музея «Я скажу тебе с последней прямотой...» к 125-летию О. Мандельштама (2015—2016); Москва — Гейдельберг)

• OF для микрохроматического электрооргана и кнопочного аккордеона (2014)

• Маленькое сотворение мира (Katjas Gesang) для скрипки и импровизационной лайв-электроники (2013)

• Сотворение мира, акустическая мистерия (2013—2014); в сотрудничестве с Натальей Анастасьевой (постановка), Анной Колейчук (художественная концепция), Вячеславом Колейчуком (звуковые и визуальные объекты), Мариам Нагайчук-Эль-Абдалла (хореография); Центр им. Мейерхольда (Москва)

• Внимание! для ансамбля (2013)

• Tip of the Horn of a Nanny Goat which Inclined its Head to See Musingly at Splashes Produced by a Pebble Dropped into Water near Moulin d’Andé для ансамбля (2013)

• DJ Khrust для гобоя, скрипки, виолончели и фортепиано (2012)

• Микросонет (на сонет Петрарки) для сопрано, ансамбля и электроники (2012)

• Евгеника II. Дороги и просёлки для ансамбляи электроники (2012)

• Substitutions для альтовой блок-флейты, контратенора и фонограммы (2011)

• Манифест о земле и воле или Как это было на самом деле для чтеца, бассетгорна и струнного квартета (2011)

• Unanswered flashes для флейты соло (2010)

• Interferenzen для органа и трёх ассистентов (2010)

• Fluting point для флейты, ударных и лайв-электроники (2010, саунддизайн — Макс Бракерт (Max Bruckert); электроакустические центры CIRM (Ницца) и GRAME (Лион))

• Евгеника I. Итальянский концерт для ансамбля и лайв-электроники (2009, версия 2010)

• Вхождение в тему, интерактивная звуковая программа к инсталляции Дмитрия Каварги (2009, версия 2011)

• l’Air en formes для ансамбля (2008)

• Fragile для хора и ударных (2008)

• Чужая Грация для ансамбля и электронной обработки (тж. версия для ансамбля; 2008)

• Проблеск Экхарта (на слова проповеди Мейстера Экхарта) для сопрано, двух скрипок и альта (2007)

• Музыка для симфонического оркестра (2007)

• Боксирующий Пушкин: сцены из коллективной оперы (I, II, XI, XII): большой ансамбль, актёры (2007)

• Распадающаяся улица для баритона и большого ансамбля (2006, версия 2007)

• Prospettiva inversa col piano e forte для четырёх музыкантов (2005)

• Трепет для флейты и ансамбля (2005, версия 2007)

• Прометей. Скользящее время (на текст Р. Г. Моннау) для сопрано и ансамбля (2004, версии 2005, 2009)

• Расщепления для кларнета или бас-кларнета соло (2004, версия 2011)

• Ароматы кварков для флейты, арфы, альта и ударных (2004)

• «Когда» для струнного квартета(2022, «Ноты и квоты»)

Основные публикации

• Что делать, если вы хотите сочинять электроакустиченскую музыку // Музыкальная академия. — 2020. — № 2 (770). — 195–221

• Рецензия на статью Александра Харуто «Определение звукоряда по фонограмме: статистический критерий “истинности”» // Музыкальная академия. — 2019. — № 3 (767). ¬— 240–243

• Реальная алеаторика в интерактивной звуковой инсталляции // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. — 2018. — № 4. — С. 142-164.

• Нотация микроинтервалов в современной музыке. Необходимость стандартизации [в 2 ч.] Музыкальная академия. — 2018. — № 3 (763); № 4 (764)

• «Реальная алеаторика». Композиционная структура интерактивной звуковой инсталляции. Стенограмма доклада Николая Хруста на Симпозиуме «Stravinsky.online: Современные композиторы» / ред. Р. Фахрадова // Stravinsky.online. — 2018 [Электронный ресурс] [ http://stravinsky.online/alieksandr_khubieiev_2_2 ]

• Лекции по электроакустической музыке / Г. Амосов, А. Наджаров, Н. Хруст. — М.: МГПУ, 2017 [ https://dj-khrust.livejournal.com/55638.html ]

• Новые инструментальные техники. Опыт классификации // Научный вестник Московской консерватории. — 2016. — № 1. — С. 125–143 [ https://dj-khrust.livejournal.com/56014.html ]

• Как слушать современную музыку / С. Невский, А. Маноцков, Н. Хруст // Арзамас [электронный ресурс]. — http://arzamas.academy/materials/822

• Дармштадские курсы новой музыки — перемена курса // Музыкальная жизнь. — 2010, № 11. — С. 28–29

• Музыка нашего времени // Музыкальная жизнь. — М: Композитор, 2011, №№ 1. — С. 21–22

• Новые техники игры на инструментах [в 6 ч.] // Музыкальная жизнь. — М: Композитор, 2011, №№ 11, 12; 2012, №№ 1, 2, 3, 6

• Электроакустическая музыка во Франции и в России // re:Music.org. — СПб.: reMusic.org, 2013. — № 6-130512 [ http://www.remusik.org/6-130512/ ]

• Про пауков и осьминогов. Композиторский взгляд на музыкальную форму сегодня // Постмодернизм в контексте современной культуры / редактор-составитель О. В. Гарбуз. — МГК, 2009. — С. 78–89 [ ru/publication.aspx?id=123097 ]