Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Музыка перспективы: композиторы на Радио «Культура»

Музыка перспективы: композиторы на Радио «Культура»

«Музыка перспективы». Пространство современной российской академической музыки. Совместный проект Союза композиторов России и Радио «Культура» при поддержке Минкультуры России.

Программа «Музыка перспективы» выходит в эфир с апреля до декабря 2024 года каждую первую, третью и пятую среду месяца в 18.05.

Ведущий – журналист и музыкальный критик Антон Дубин. Гости программы – композиторы разных поколений и стилистик, члены Союза композиторов России.

Страница программы: https://smotrim.ru/brand/70673

Выпуск 15. Настасья Хрущева, профессор Санкт-Петербургской консерватории, автор книги «Метамодерн в музыке и вокруг нее»: «Вот эта тенденция исполнения музыки в кроссовках и джинсах мне совершенно не близка. Думаю, что музыка подразумевает контакт с метафизическим, и когда ты выходишь на сцену, ты должен хотя бы представлять себе, что ты являешься пророком, демиургом, и так далее. То есть внутри ты должен понимать, что ты им не являешься, потому что скромность все равно лежит в основании бытия музыканта, это тоже нужно понимать, но в момент нахождения на сцене ты должен принимать совершенно другую роль, иначе твое нахождение на сцене абсолютно не имеет никакого смысла».


Выпуск 14. Ольга Бочихина, доцент кафедры композиции и кафедры современной музыки Московской консерватории: «Хорошо, когда композитор умеет и учится дисциплинировать себя – внутри каких-то рамок. И Стравинский об этом говорил – что свобода возможна только там, где возможны эти самые рамки, пределы или ограничения. Сначала себя нужно ограничить, а потом делай, что хочешь. Но вопрос в том – кто создает эти законы. Изначально мы подразумеваем, что законы творятся внутри самого композитора, когда он начинает входить в свою вселенную, осваивать ее, смотреть, есть там стены или их нет. Если стены есть – ты никогда не приобретешь взгляд горизонта, не дойдешь до “мухи”, которая, как говорит Шаррино, “бегает по краю зеркала как по краю вечности”. До этой “мухи” еще нужно досмотреться, для этого нужно чувство горизонта. Если это чувство у композитора сразу отобрать, он перестанет ощущать возможность шага вперед, будет обусловлен “забором”. И хорошо еще, если этот “забор” – всего лишь “сеточка”…»


Выпуск 13. Ольга Викторова – победитель конкурса композиторов на фестивале Young Euro Classic 2012 (Берлин), лауреат премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства: «Оно спекулятивно в том плане, что очень много опций для того, чтобы проявить себя. Много девайсов, технологий, приспособлений, помогающих скрыть профессиональную слабость, неспособность мыслить. Грубо говоря – нажимаешь кнопочку на синтезаторе и слышишь "космос". Обманчивая история, когда каждый может называть себя композитором».


Выпуск 12. Сергей Зятьков – композитором из Сургута, победитель программы Союза композиторов России «Ноты и квоты» (2024): «Не сказал бы, что моя музыка – это реакция на внешний мир, она сама по себе есть и развивается. Если брать юность, когда острее все воспринимается и формируются реакции молодого музыканта, тогда мне действительно не нравилась музыка, условно, советских композиторов, хотелось сочинять иначе. Сейчас, оценивая свою музыку в целом, я понимаю, что она похожа на какой-то замкнутый мир, строящийся и разрастающийся сам для себя».


Выпуск 11. Антон Светличный – композитор, музыкальный критик, эссеист, лектор, педагог: «Понятно, что электроника – это одно из средств, с помощью которого некие свои идеи можно передавать. А степень естественности этой среды, мне кажется, эволюционирует со временем. В принципе, наверное, можно представить себе сейчас композитора, который не пользуется электроникой вообще, и даже может быть успешным при этом. Наверное, уже сложно себе представить композитора, который не пользуется теми или иными цифровыми средствами для распространения своей музыки. То есть композитора, музыка которого распространяется только через живые концерты или виниловые звукозаписи. Скорее всего, таких примеров мы в ближайшее время не увидим. <…> Пользоваться ли электроникой при сочинении музыки, включать ли ее в свои замыслы – личное дело каждого. Но эти технологии уже настолько широкодоступны и в целом комфортны в употреблении, что сейчас скорее более ярким жестом будет полный намеренный декларативный отказ от электроники (как в начале двадцатого века декларативно отказаться от симфонического оркестра): ей проще пользоваться, чем не пользоваться, она стала частью композиторского мейнстрима, одним из рядовых инструментов».

Выпуск 10. Эдуард Кипрский, композитор, пианист, педагог, член союза композиторов современной музыки ÖGZM в Вене и Русского арфового общества, солист оркестра Мариинского театра: «Для каждого композитора существуют личные нерушимые ценности. Что-то мы черпаем из сокровищницы музыкального искусства, что-то у барочных мастеров, у романтиков, в коллективном бессознательном, если хотите. Но что-то привносим свое. Мне самому сегодняшний век, сегодняшнее время музыкального искусства представляется периодом плодотворного осмысления. То есть я считаю, что многое уже было сказано в двадцатом веке, и сегодня можно по-своему на это взглянуть, что-то близкое взять для себя. Если мы окинем взглядом прошлое столетие, ретроспективно на него посмотрим, то, безусловно, можно найти точки опоры».


Выпуск 9. Артур Зобнин, руководитель Петербургского представительства Гильдии молодых музыкантов "МолОт" Российского музыкального союза, солист и директор Петербургского МолОт-ансамбля, художественный руководитель фестиваля "Звуковые пути": «В моем “Суровом стиле” больше ритуала, чем театра. Но театральность мне близка, хотя я инструменталист по своему первому и второму образованию. С детства я любил именно театральные жанры, в первую очередь оперу. Наверное, в подкорке это каким-то образом сидит. Однако в сочинении, о котором идет речь, изначальная идея была в том, что это движущийся звук, заполняющий весь зал. В современную эпоху, когда развиваются различные медиа и surround-звук является нормой для больших залов, звучание оркестра примерно из одной точки на сцене вызывает определенные вопросы. Вместе с тем сам музыкальный материал, связанный с плачем и криком в первую очередь, повернул исполнителей в сторону театральности и ритуальности».


Выпуск 8. Екатерина Суворкина, лауреат всероссийских и межрегиональных конкурсов по композиции, музыковед, педагог: «Ситуация с современной академической музыкой в Нижнем Новгороде стимулирует развиваться, не смотреть только на Нижний Новгород, а глядеть шире, внимательно следить за тем, что происходит в других городах (в Москве, Санкт-Петербурге), регионах и странах, участвовать в крупных фестивалях, пытаться проникнуть в композиторское сообщество через какие-то общие мероприятия, обучающие или фестивальные. Собственно, в эту сторону я и двигаюсь».


Выпуск 7. Мария Аникеева, лауреат международных композиторских конкурсов, преподаватель кафедры композиции Московской консерватории: «Мне органичнее писать тихую музыку. Создавая музыку действия, громкую, яркую, я ухожу от своего внутреннего ощущения в профессиональные навыки. Понимаю потом, что надо брать и, например, три страницы вычеркивать, оставлять один такт. Моя музыка – это напряжение, сдерживание энергии. Здесь я не ухожу от себя, не растрачиваюсь».


Выпуск 6. Валерия Кухта, лауреат всероссийских и международных конкурсов по композиции, обладатель Премии Правительства Санкт-Петербурга в области музыкального искусства имени А.П. Петрова, педагог. «Разные музыкальные стили я воспринимаю как “одежду” для своего мышления. Есть художники, которым удается и в пир, и в мир ходить в одном и том же “костюме“, а я люблю “наряжаться“, примерять непохожие друг на друга образы. Главным критерием здесь для меня является уместность. Я всегда отталкиваюсь от ситуации, кто будет исполнять произведение и кто будет его слушать, и в соответствии с этим уже выбираю тот или иной стилевой “островок“, на котором буду располагаться. Если мне предстоит звучать перед неискушенной публикой, то моя задача – не спугнуть этих людей, а, наоборот, заинтересовать их академической музыкой. Если же речь идет о композиторских лабораториях или фестивалях современной музыки, то я могу позволить себе порезвиться».


Выпуск 5. Алина Подзорова, лауреат всероссийских и международных композиторских конкурсов. «Я пытаюсь использовать не только традиционные приемы звукоизвлечения, но и обогащать ткань различными шумовыми эффектами, чтобы сделать образ более ярким. <…> Даже если ты остаешься в какой-то мере в предыдущей стилистике, все равно она поворачивается необычной гранью. <…> Ты постоянно ищешь собственный стиль. Естественно, в тебе есть черты индивидуальности, но развитие бесконечно. Нельзя использовать одно “ноу-хау” постоянно, в художественном плане оно просто перестает работать. <…> Технически приемы могут закончиться, но если ты исходишь из образного мышления, остановиться в творчестве невозможно».


Выпуск 4. Александр Радвилович – профессор Санкт-Петербургской консерватории, член правления Союза композиторов Санкт-Петербурга. «Мои произведения школьной поры поначалу базировались на музыке Стравинского, потом – Булеза, на ранних его сочинениях – “Нотациях”, “Структурах”. Все это было. Но когда уже на другом уровне, серьезном, консерваторском обретаешь более широкий музыкальный кругозор, тогда понимаешь, что узенькая щелочка музыкального авангарда слишком узка. <…> Я мыслю себя как частицу того музыкального процесса, который развивается издавна. Не знаю, какое место я занимаю в этом контексте. Это уже потом, после меня, кто-то будет рассуждать».

Выпуск 3. Наталья Прокопенко – лауреат многочисленных композиторских конкурсов, участница международных курсов и академий, педагог. «Двадцатый и двадцать первый века подарили нам огромное количество музыкально-теоретических систем, и мы можем обращаться к ним исходя из наших художественных задач. Я бы не стала выстраивать их иерархически. Они, мне кажется, имеют некий знак равенства. Мы не можем сказать, что важнее – додекафония, шумы, минимализм, сериализм… Мы можем использовать их в зависимости от нашей внутренней потребности интонирования. Кто-то из моих знакомых говорит, что это связано, в частности, с моим абсолютным слухом. Мне важна конкретная высота ноты, когда я внутри себя интонирую. Но исключительно этим я не ограничиваюсь».


Выпуск 2. Посвящен творчеству Анны Поспеловой, научного сотрудника Центра электроакустической музыки Московской консерватории. Анна поделилась своими размышлениями о новом в музыке, а также рассказала о важности композиторских конкурсов и курсов

Выпуск 1. Первым гостем стал Юрий Каспаров, профессор Московской консерватории, основатель Московского ансамбля современной музыки. В эфире Радио «Культура» Юрий Сергеевич рассказал о своей учебе в Московском энергетическом институте, о своем обучении у Эдисона Денисова в аспирантуре Московской консерватории, о собственных учениках, а также о том, возможен ли сегодня авангард.

Передача «Музыка перспективы» – это продолжение нашего сотрудничества с Радио «Культура». Здесь можно послушать выпуски программы «Новая музыка», выходившей на радио в 2021 году.