Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Музыка перспективы: композиторы на Радио «​Культура»

Музыка перспективы: композиторы на Радио «​Культура»

«Музыка перспективы». Пространство современной российской академической музыки. Совместный проект Союза композиторов России и Радио «Культура» при поддержке Минкультуры России.

Программа «Музыка перспективы» будет выходить в эфир с апреля до декабря 2024 года каждую первую, третью и пятую среду месяца в 18.05.

Ведущий – журналист и музыкальный критик Антон Дубин. Гости программы – композиторы разных поколений и стилистик, члены Союза композиторов России.

Страница программы: https://smotrim.ru/brand/70673

Выпуск 8. Екатерина Суворкина, лауреат всероссийских и межрегиональных конкурсов по композиции, музыковед, педагог: «Ситуация с современной академической музыкой в Нижнем Новгороде стимулирует развиваться, не смотреть только на Нижний Новгород, а глядеть шире, внимательно следить за тем, что происходит в других городах (в Москве, Санкт-Петербурге), регионах и странах, участвовать в крупных фестивалях, пытаться проникнуть в композиторское сообщество через какие-то общие мероприятия, обучающие или фестивальные. Собственно, в эту сторону я и двигаюсь».


Выпуск 7. Мария Аникеева, лауреат международных композиторских конкурсов, преподаватель кафедры композиции Московской консерватории: «Мне органичнее писать тихую музыку. Создавая музыку действия, громкую, яркую, я ухожу от своего внутреннего ощущения в профессиональные навыки. Понимаю потом, что надо брать и, например, три страницы вычеркивать, оставлять один такт. Моя музыка – это напряжение, сдерживание энергии. Здесь я не ухожу от себя, не растрачиваюсь».


Выпуск 6. Валерия Кухта, лауреат всероссийских и международных конкурсов по композиции, обладатель Премии Правительства Санкт-Петербурга в области музыкального искусства имени А.П. Петрова, педагог. «Разные музыкальные стили я воспринимаю как “одежду” для своего мышления. Есть художники, которым удается и в пир, и в мир ходить в одном и том же “костюме“, а я люблю “наряжаться“, примерять непохожие друг на друга образы. Главным критерием здесь для меня является уместность. Я всегда отталкиваюсь от ситуации, кто будет исполнять произведение и кто будет его слушать, и в соответствии с этим уже выбираю тот или иной стилевой “островок“, на котором буду располагаться. Если мне предстоит звучать перед неискушенной публикой, то моя задача – не спугнуть этих людей, а, наоборот, заинтересовать их академической музыкой. Если же речь идет о композиторских лабораториях или фестивалях современной музыки, то я могу позволить себе порезвиться».


Выпуск 5. Алина Подзорова, лауреат всероссийских и международных композиторских конкурсов. «Я пытаюсь использовать не только традиционные приемы звукоизвлечения, но и обогащать ткань различными шумовыми эффектами, чтобы сделать образ более ярким. <…> Даже если ты остаешься в какой-то мере в предыдущей стилистике, все равно она поворачивается необычной гранью. <…> Ты постоянно ищешь собственный стиль. Естественно, в тебе есть черты индивидуальности, но развитие бесконечно. Нельзя использовать одно “ноу-хау” постоянно, в художественном плане оно просто перестает работать. <…> Технически приемы могут закончиться, но если ты исходишь из образного мышления, остановиться в творчестве невозможно».


Выпуск 4. Александр Радвилович – профессор Санкт-Петербургской консерватории, член правления Союза композиторов Санкт-Петербурга. «Мои произведения школьной поры поначалу базировались на музыке Стравинского, потом – Булеза, на ранних его сочинениях – “Нотациях”, “Структурах”. Все это было. Но когда уже на другом уровне, серьезном, консерваторском обретаешь более широкий музыкальный кругозор, тогда понимаешь, что узенькая щелочка музыкального авангарда слишком узка. <…> Я мыслю себя как частицу того музыкального процесса, который развивается издавна. Не знаю, какое место я занимаю в этом контексте. Это уже потом, после меня, кто-то будет рассуждать».

Выпуск 3. Наталья Прокопенко – лауреат многочисленных композиторских конкурсов, участница международных курсов и академий, педагог. «Двадцатый и двадцать первый века подарили нам огромное количество музыкально-теоретических систем, и мы можем обращаться к ним исходя из наших художественных задач. Я бы не стала выстраивать их иерархически. Они, мне кажется, имеют некий знак равенства. Мы не можем сказать, что важнее – додекафония, шумы, минимализм, сериализм… Мы можем использовать их в зависимости от нашей внутренней потребности интонирования. Кто-то из моих знакомых говорит, что это связано, в частности, с моим абсолютным слухом. Мне важна конкретная высота ноты, когда я внутри себя интонирую. Но исключительно этим я не ограничиваюсь».


Выпуск 2. Посвящен творчеству Анны Поспеловой, научного сотрудника Центра электроакустической музыки Московской консерватории. Анна поделилась своими размышлениями о новом в музыке, а также рассказала о важности композиторских конкурсов и курсов

Выпуск 1. Первым гостем стал Юрий Каспаров, профессор Московской консерватории, основатель Московского ансамбля современной музыки. В эфире Радио «Культура» Юрий Сергеевич рассказал о своей учебе в Московском энергетическом институте, о своем обучении у Эдисона Денисова в аспирантуре Московской консерватории, о собственных учениках, а также о том, возможен ли сегодня авангард.

Передача «Музыка перспективы» – это продолжение нашего сотрудничества с Радио «Культура». Здесь можно послушать выпуски программы «Новая музыка», выходившей на радио в 2021 году.