Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Виноградова Алла Леонидовна

Виноградова Алла Леонидовна

Виноградова Алла Леонидовна

Композитор
Самарская организация Союза композиторов России

Родилась в Белоруссии 21.02.1967 года. Музыкальное образование композитора началось в родном городе Витебске: музыкальная школа (класс фортепиано), теоретическое отделение музыкального училища, где занималась композицией под руководством выпускницы композиторского факультета Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского – Устиновой Н.Н.

В 1991 г. окончила Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова по специальности композиция (класс проф. Бренинга А.А.). С 1991 по 1994 г.г. преподавала теоретические дисциплины в душанбинском Институте искусств, работала концертмейстером в Таджикском государственном театре оперы и балета. С 1994 г. по настоящее время творческая, педагогическая, научная, общественная деятельность связана с Самарой. Алла Виноградова – один из ведущих композиторов Самары. Автор симфонической, оперной, театральной, хоровой, вокальной, камерно-инструментальной музыки. Сочинения композитора исполнялись на Международном фестивале «Московская осень» (2001, 2003, 2006); Всероссийском фестивале «Композиторы России – детям» (2004); Всероссийском фестивале «Синяя птица» (2002), Московском Пасхальном фестивале под руководством В. Гергиева (2009); в концертах Третьей всемирной Хоровой Олимпиады в г. Бремене (2004); в Рождественском фестивале Третьяковской галереи; на сцене Самарской филармонии (опера «Птицы Иисуса», симфонические, хоровые, вокальные, камерно-инструментальные произведения) и в других концертных залах Санкт-Петербурга, Москвы, Самары.

С 1997 по настоящее время на кафедре теории и истории музыки Самарского государственного института культуры преподает дисциплины «История оркестровых стилей», «Основы композиции», «Практический курс композиции», «Техника композиции в музыке XX века», «Основы импровизации», «Современная гармония», «Современная нотация», «Теория музыки», «Инструментоведение и инструментовка», «Чтение партитур», «Специальный класс», «Сольфеджио», «Полифония», «Массовая музыкальная культура», «Музыкальная культура самарской области».

С 1994 г. по настоящее время ведет класс композиции в ведущих музыкальных школах Самары – ДЦМШ, ДМШ №1 им. Д.Д. Шостаковича, консультирует по композиции студентов Самарского музыкального училища им. Д. Шаталова. Среди воспитанников ее класса композиции – около 100 Лауреатов международных (Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Самара), всероссийских (Москва, Саратов, Самара), межрегиональных (Нижний Новгород, Пенза, Самара, Сызрань) конкурсов. На композиторских факультетах Санкт-Петербургской и Московской консерваторий продолжили обучение воспитанники класса композиции Аллы Виноградовой – Петров А., Дятлов П., Хугаев В., Тихомиров И.

В 2010 г. окончила научную аспирантуру Саратовской государственной консерватории и защитила кандидатскую диссертацию по теме «Проблемы жанра современной симфонии на примере творчества московских композиторов Юрия Воронцова и Александра Чайковского» (науч. руководитель – проф. Вартанова Е.И.). Автор статей о современном музыкальном искусстве, о региональной музыкальной культуре в научных журналах (Москва, Уфа, Саратов, Самара), в сборниках Всероссийских, Межрегиональных, Региональных конференций.

- Лауреат I степени Первого всероссийского конкурса композиторов "AVANTI" (Москва, 2018) в номинации «Сочинение с участием этнических инструментов» (Три пьесы для этнических флейт и фортепиано);

- Лауреат II степени XI Открытого Всероссийского конкурса композиторов «ХОРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ XXI ВЕК. МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» (Санкт-Петербург, 2018) в номинации «Детская музыка» (Времена года для самых маленьких, цикл для голоса и фортепиано);

- Лауреат III степени XI Открытого Всероссийского конкурса композиторов «ХОРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ XXI ВЕК. МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» (Санкт-Петербург, 2018) в номинации «Духовная музыка» (Молитва оптинских старцев для мужского хора);

- Лауреат II степени IV Открытого Всероссийского конкурса композиторов «ХОРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ XXI ВЕК. МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» (Санкт-Петербург, 2011) в номинации «Детская музыка» (Потешные небылицы, цикл для голоса и фортепиано);

- Лауреат III степени IV Открытого Всероссийского конкурса композиторов «ХОРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ XXI ВЕК. МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» (Санкт-Петербург, 2011) в номинации «Обработки народных песен» (Как по лужку травка…, для смешанного хора);

- Лауреат Губернского гранта в области культуры и искусства (2003 г., создание и постановка музыкального спектакля «Полет в небеса» на ст. Д.Хармса);

- Лауреат Губернской премии в области культуры и искусства (2005 г., создание серии сочинений для самарских музыкальных коллективов: «Тебе, Россия», музыкальное приношение для симфонического оркестра, «Богородичные песнопения» для женского хора, «Танцевальные беседы» для квартета виолончелей);

- Лауреат Губернского гранта в области культуры и искусства (2007 г., проект «Музыкальная юность губернии. Самарская композиторская школа»);

- Лауреат Губернской премии в области культуры и искусства (2016 г., проект «Шостакович и творчество юных. Продолжение традиций великого Мастера в самарской композиторской школе XXI века»).

- Благодарность Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации как ведущему преподавателю по классу композиции, за многолетний плодотворный труд и значительный вклад в сохранение и развитие музыкальной культуры (2007);

- Благодарность Самарской губернской Думы за вклад в развитие культуры и искусства Самарской области (2011);

- Благодарственное письмо Министра культуры Самарской области за большой вклад в подготовку, воспитание профессиональных кадров и развитие традиций отечественной музыкальной школы (2012).

Научные статьи в журналах списка ВАК:

1. Алла Виноградова – Мераб Гагнидзе: каждое сочинение – это поиск нового // Музыкальная академия. – 2003. - №2. С. 46-49.

2. Симфония-концерт для контрабаса и симфонического оркестра А. Чайковского в ракурсе постмодернизма // Проблемы музыкальной науки. – 2009. -Вып.2 (5). С. 33-38.

3. Теоретические аспекты жанра современной симфонии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. – т.11, № 4 (5). С. 1354-1356.

4. Жанр современной симфонии в этимологическом ракурсе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. – т.11, № 4 (6). С. 1642-1645.

5. Стилевой лик симфонизма Юрия Воронцова // Музыкальная академия. – 2009. - № 4. С. 112-121.

6. «Философия имени» в камерно-инструментальных сочинениях Юрия Воронцова (первое десятилетие XXI века) // Музыковедение. – 2018. - № 1. С. 3-9.

7. Проблемы современного музыкального стилеобразования: к вопросу интерпретации глубинной модели // Музыковедение. – 2019. - № 8.

Научные статьи:

1. Проблемы структурной организации Симфонии №3 («ZERO») Ю. Воронцова // Проблемы художественной культуры в мировоззрении совр. молодежи: преемственность и новаторство. Сб. ст. по материалам VI Всеросс. научно-практич. конф-ции студ. и аспирантов. – Саратов, 2008. С. 94-104.

2. Четвертая симфония Александра Чайковского (к проблеме структурных принципов жанра) // Актуальные вопросы искусствознания: человек – текст – культура. Сб. ст. по мат. VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. - Саратов, 2009. С. 15-19.

3. Марк Григорьевич Левянт: «Музыка, ставшая мечтой и судьбой» // Сборник «Музыка самарских композиторов для детей и юношества», Самара, 2008. С. 20-26.

4. Музыкальные приношения юных композиторов великому мастеру // Шостакович и современная музыкальная педагогика. Сб. ст. по мат-лам город. научно-практич. конференции. – Самара, 2011. С. 24-29.

5. К творческому портрету Марка Левянта // Профессиональное музыкальное искусство России: традиции и новаторство. Сб. ст. Материалы Всеросс. науч. конф-ции 26 апреля 2011 г. в рамках Поволжского открытого музыкального фестиваля им. С. Орлова. – Самара, 2012. С. 113-122.

6. Современная симфония в структурно-семантическом аспекте // Профессиональное музыкальное искусство: отечественные традиции в контексте мировой музыкальной культуры. Сб. ст. Материалы I Международной научно-практической конференции 27 апреля 2012 г., Самара 2012.

7. К проблеме систематизации современных разновидностей жанра симфонии московских композиторов // Профессиональное музыкальное искусство: отечественные традиции в контексте мировой музыкальной культуры. Сб. ст. Материалы I Международной научно-практической конференции 27 апреля 2012 г., Самара 2012.

8. Органное искусство в Самаре // Сборник конференции «Национальное культурное наследие России: региональный аспект», IV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, Самара, 2016. С. 209-215.

9. Творческий портрет композитора и пианиста Владимира Титова // Сборник статей и материалов региональной научной конференции «Самарская губерния: вчера, сегодня, завтра»; Самара, 2017. С. 85-88.

10. Реальность и мифология композиторского бытия: творческий портрет композитора Владимира Титова // Материалы IV Международной научно-практической конференции 23-24 мая 2016 года «Модернизация культуры: от культурной политики к власти культуры»; Самара, 2016. Сборник конференции «Модернизация культуры: от культурной политики к власти культуры»; Самара, 2016. С. 429-435.

11. Специфика музыкально-теоретического воспитания студентов-звукорежиссеров // Материалы XLIV научно-методической конференции преподавателей, аспирантов и сотрудников «Преподаватель как субъект и объект современного образовательного процесса»; Самара, 2017. C. 376–379.

12. К вопросу о композиторском творчестве детей и юношества // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Профессиональное музыкальное искусство в контексте мировой культуры»; Самара, 11 апреля 2019. Сборник конференции «Профессиональное музыкальное искусство в контексте мировой культуры»; Самара, 2019. С. 116-118.

Нотные издания:

1. Алла Виноградова «Птицы Иисуса», опера в двух действиях по мотивам легенды Сельмы Лагерлёф, клавир // Москва, Издательский Дом «Композитор», 2003. 100 с.

2. Алла Виноградова «Полет в небеса», музыкальные сцены на стихи Даниила Хармса, клавир // Самара, 2004. 74 с.

3. Алла Виноградова «Танцевальные беседы» для четырех виолончелей, партитура // Москва, Издательский Дом «Композитор», 2005. 15 с.

4. Алла Виноградова «Из тишины» для фортепиано в четыре руки // Москва, Издательский Дом «Композитор», 2006. 20 с.

5. Алла Виноградова «А если он вернется..?» Маленькие фантазии к «Песням» Мориса Метерлинка для голоса и четырех виолончелей, партитура // Самара, 2006. 24 с.

6. Алла Виноградова «Богородичные песнопения» для женского хора, партитура // Сборник «Это надо сберечь», Выпуск 1, произведения самарских композиторов для хора, Самара, 2007. С. 104-117.

7. Алла Виноградова Три прелюдии для фортепиано из цикла «Шесть прелюдий для фортепиано» // Сборник «Это надо сберечь», Выпуск 3, произведения самарских композиторов для фортепиано, Самара, 2007. С. 107-112.

8. Алла Виноградова Русские народные песни в обработке для смешанного хора a cappella «Из-за острова на стрежень», партитура; «Как по лужку травка», партитура // Сборник «Это надо сберечь», Выпуск 5, произведения для академического хора без сопровождения, Самара, 2008. С. 26-43.

9. Алла Виноградова «Ангел вопияше» из цикла «Богородичные песнопения» для женского хора // Сборник «Хоровая лаборатория XXI век. Музыка для детей и юношества», сост. И.В. Роганова, Выпуск 3, Издательство Композитор Санкт-Петербург, 2012. С.87-92.

10. Алла Виноградова Вокальная миниатюра «Свинка Ненила» из цикла «Потешные небылицы» на народные тексты // Сборник «Хоровая лаборатория XXI век. Музыка для детей и юношества», сост. И.В. Роганова, Выпуск 3, Издательство Композитор Санкт-Петербург, 2012. С. 205-207.

11. Алла Виноградова "Заклинание матери" на стихи Веры Инбер для смешанного хора и фортепиано (к 65-летию Великой Победы) // Сборник МУЗЫКА САМАРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ, песни о войне, фортепианные и хоровые произведения, сост. О.И. Островская, Самара, 2015. С. 38-47.

12. Алла Виноградова Три пьесы для этнических флейт и фортепиано: "Там и здесь…" для лоу-вистла и фортепиано, "Искрящийся вистл" для тин-вистла и фортепиано, "Флейта печальной души" для кены и фортепиано // Сборник Сочинения лауреатов Первого всероссийского конкурса композиторов "Avanti", Москва, Издательский Дом «Композитор», 2018.