Викторова Ольга Владимировна
Композитор, педагог, общественный деятель, член Союза композиторов России (с 1996 г.). Лауреат международного конкурса (Берлин, 2012). Лауреат премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства.
Ольга Викторова – выпускница Ленинградской консерватории им. Н. К. Римского-Корсакова по специальности «композиция» (проф. Б. А. Арапов).
«Творчество О. В. Викторовой разнообразно по языковому выражению, по своему звуковому облику. Она композитор авангардной направленности, ориентированный на новейшие достижения в области звукотехнических средств и прекрасно информированный в современной музыке. <…> При этом сильное интеллектуальное начало гармонично сочетается в её сочинениях с утончённым переживанием красоты звучания, с обострённым восприятием красоты и совершенства природного мира, с чувствованием глубины фольклорной и национальной-национальной-творческой традиции» (Л. Серебрякова. Книга "Музыка уральских композиторов", Екатеринбург, 2011).
На протяжении многих лет Ольга Викторова является автором, организатором и координатором проектов, связанных с пропагандой современного искусства, сочетающих звук, видео и новые технологии. В 1998 году ею (совместно с Олегом Пайбердиным) был организован Клуб современной музыки «Autograph». В 2002 году по их инициативе в Свердловской государственной филармонии возник Абонемент XXI, в 2003 году получивший название«Прямые сигналы» (вечера для нестандартного слушателя). В 2009 году Ольга Викторова стала организатором и руководителем Ансамбля новой музыки Свердловской филармонии, ставшего еще одним инструментом пропаганды современного искусства на Урале. На протяжении более чем десятка лет она была автором и ведущей абонементных серий Свердловской филармонии «XXI», «По ту сторону Уральского хребта», «Вечера современной музыки с Ольгой Викторовой». Формируя уникальные по стилю программы, она сотрудничала с такими выдающимися коллективами, как Московский Ансамбль Современной Музыки, Студия Новой музыки, (Москва), ансамбль Phoenix (Швейцария). Деятельность О. В. Викторовой была дважды отмечена стипендией Министерства культуры Правительства Свердловской области (Екатеринбург, 1998, 2002), в 2012 году она стала Лауреатом премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства.
«Наряду с талантом композитора она, безусловно, наделена талантом режиссёра, умением видеть музыкальный акт крупно, как единое полотно, выстроенного по всем законам временного искусства. Её мультимедийные проекты, где музыка успешно сочетается с другими визуальными искусствами, поражают отточено ясным и внятным донесением основной темы вечера. Идёт ли речь о концерте, посвященном практически неисполнимым сегодня представителям раннего русского авангарда (Zavod.ru) или об очень специфическом новаторском H2O проекте «Гендель-Кейдж: музыка о воде», — концептуальное представление его всегда будет неожиданным, точным и захватывающим. Выступая в трех ипостасях: в качестве композитора, автора и ведущей Цикла программ современной музыки «По ту сторону Уральского хребта», она всякий раз поражает выверенностью и изящной убедительностью решений. Не прельщаясь самоповтором, она находится в постоянном поиске новых адекватных форм для презентации современной искусства екатеринбургском слушателю». (В. Коршунова, директор МАСМ, исполнительный директор Российской секции Международного общества современной музыки — ISCM Russian section).
Ольга Викторова является автором многочисленных камерных и симфонических произведений, неоднократно исполнявшихся в Екатеринбурге, городах Свердловской области, России и за рубежом (страны Европы, Азии, Северной Америки). Произведения Ольги Викторовой звучат в программах многих известных международных фестивалей, среди которых —La Folle Journée (Франция, Япония, Россия), Bagatelle (Франция), Grafenegg Festival (Австрия), Young Euro Classic (Германия), Centara Corporation International New Music (Канада), Festival Mujeres en la Musica Nueva (Колумбия), European dance and music open air festival (Люксембург), Week-end contemporain (Бельгия), The International Gaudeamus Music Week, Russia Femina (Нидерланды), «Київ Музик Фест» (Украина), «Харбинское лето» (Китай). В России произведения Ольги Викторовой звучали на Фестивале актуальной музыки «Другое пространство», организатором которого выступает Московская филармония, в программе фестиваля Бориса Березовского «Музыка Земли», в Санкт-Петербурге — на фестивалях «От авангарда до наших дней», «Поющая масленица», в Новосибирске и Омске — в программе Транссибирского Арт-фестиваля Вадима Репина, в Екатеринбурге на концертах Международного музыкального фестиваля «Евразия», а также в программах Симфонического форума России.
Ольга Викторова сотрудничала с такими солистами как Борис Березовский (фортепиано), Сергей Крылов (скрипка), Анри Демаркетт (виолончель), Александр Бузлов (виолончель), Александр Рамм (виолончель), Александр Загоринский (виолончель), фортепианный дуэт Людмила Берлинская — Артур Ансель. Среди коллективов, исполнявших произведения Ольги Викторовой, – Уральский академический филармонический оркестр, Уральский молодежный симфонический оркестр, Симфонический хор Свердловской филармонии, симфонический оркестр и хор Мариинского театра, симфонические оркестры Тулона, Лилля, оркестр Radio France (Франция), филармонический оркестр Южных Нидерландов. Orquesta Filarmonica de Gran Canaria (Испания), Orchester Nordwestdeutsche Philharmonie (Германия), Tonkünstler-orchester (Австрия), Эстонский национальный симфонический оркестр, симфонический оркестр Виннипега (Канада), Харбинский симфонический оркестр, (Китай), Государственный академический симфонический оркестр республики Казахстан, Симфонические оркестры Харькова, Белгорода, Воронежа, Омска, Тамбова, Государственный академический камерный оркестр, Камерный оркестр Архангельской филармонии, Оркестр Центра современной музыки Софии Губайдулиной, Литовский Государственный камерный оркестр, а также Московский ансамбль современной музыки, Студия новой музыки, Романтик-квартет и другие коллективы.
Ольга Викторова является композитором голландского издательства Donemus
Творчество Ольги Викторовой получило международное признание и высокие оценки представителей профессионального сообщества. Произведение О. Викторовой Lux Aeterna, написанное по заказу Уральского молодежного симфонического оркестра, было исполнено на престижном музыкальном фестивале «YoungEuroClassic» и принесло автору победу на композиторском конкурсе в Берлине и престижный приз EuropeanComposerAward – 2012.
В 2016 году в Штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Женеве состоялась мировая премьера увертюры «Харбин», созданной Ольгой Викторовой на темы известных китайских и русских народных песен.
В июне 2017 года Ольга Викторова стала победителем конкурса на создание камерной музыки, организованного итальянским издательством Diaphonia и берлинским ансамблем современной музыки XelmYa+.
В октябре 2018 прошел цикл концертов филармонического оркестра Южных Нидерландов с исполнением музыки Викторовой, получивший положительные отзывы в периодической печати Эйндховена (Нидерланды) и Аахена (Германия).
Летом 2018 в немецком журнале Concerti вышла статья «Открывая новый мир» о творческом пути Ольги Викторовой, а также интервью в голландском журнале DeKlank, посвященное исполнению музыки Ольги Викторовой в городах Нидерландов в октябре 2018 года.
Летом 2019 в газете «Frankfurter Allgemeine Zeitung» вышла статья Крестин Хольм «Im Berg tanzen die Geister der Industrie», посвященная совместному туру оркестра Северо-западногерманской филармонией и Уральского молодежного оркестра, в рамках которого прозвучала немецкая премьера пьесы Ольги Викторовой «В пещере горного…»
Этому проекту также посвящена статья «Прошлись флэшмобом по Германии» в журнале «Музыкальная жизнь»
Музыка Ольги Викторова постоянно звучит на фестивале La Folle Journée (Франция), по заказу которого написана оркестровая музыка «Ангелы танцуют» и оратория «Исход», европейская и дальневосточные премьеры которых прошли соответсвенно в 2017 и в 2018 годах.По заказу фестиваля La Folle Journée Ольгой Викторовой была написана оркестровая пьеса «В начале был Бетховен», ставшая участником оркестровых программ Белгорода, Екатеринбурга, Уфы. Премьера произведения для оркестра и карильона «Рублёв и Рембрандт», написанного по заказу симфонического оркестра Южных Нидерландов, состоялась осенью 2021 в Маастрихте и Эйндховене.Событием сезона 2022 стала премьера Концерта для тромбона с оркестром Ольги Викторовой, прозвучавшая на сцене Свердловской филармонии под управлением Дмитрия Лисса (солист — Юрий Иванов). Одна из недавних премьер «Молитвы в ночи», впервые прозвучавшая в феврале 2023 года в Нанте (Франция), получила широкий отклик в прессе
Диск, выпущенный оркестром Южных Нидерландов в 2020 году, на котором была представлена самая исполняемая симфоническая пьеса Ольги Викторовой «Лазоревый дракон Востока» (Quinglong – Azure Dragon), был высоко отмечен критикой. «Quinlong is really worth listening. This music reflects more than anything real freedom. It is a short piece but this composition is as valuable as the music form Sjostakovtich and that is remarkable! Quinlong is warm, exciting and mysterious. Especially now there is a clear need for female composers, Olga Viktorova is a new promising star at the universe».
Ольга Викторова не раз участвовала в фестивалях Союза композиторов России, таких как «Московская осень», «Пять вечеров».Также она приняла участие в совместном проекте Союза композиторов с Радио «Культура» – «Новая музыка: композиторы на радио Культура». Её композиция «Птицы начинают волноваться за 10 минут до восхода солнца» в исполнении Оркестра Центра современной музыки Софии Губайдулиной под руководством Анны Гулишамбаровой (солисты – Станислав Малышев, Азат Нургаянов) легла в программу «Sound Review 2» – первого в истории России обзора современной академической музыки после 2000-х годов, организованного Союзом композиторов России совместно с фирмой «Мелодия». Победитель 2023 года в проекте «Ноты и квоты», номинация для симфонического оркестра или хора (2023)
- Концерт для двух фортепиано с оркестром (2023, «Ноты и квоты»)