Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

12 героев проекта «Ноты и квоты»

02.08.2023


«Ноты и квоты». За этим скромным названием скрывается масштабная программа поддержки современных российских композиторов, инициированная Союзом композиторов в 2021 году и проведенная при поддержке Минкультуры России. Механика проста: солисты, творческие коллективы, театры или филармонии заказывают композитору из Союза новое произведение. Квот на тот момент было 12 (сейчас их в два раза больше): 1 сочинение для симфонического оркестра или хора, 2 – для большого ансамбля, 3 – для малого и 6 для солистов или дуэтов. Автор работал весь год, выполнил заказ и получил гонорар (на тот момент сумма от 160 до 800 тыс. рублей). Новое сочинение исполняется, а у заказчика – эксклюзивное право играть опус два концертных сезона. После окончания этого срока произведение могут исполнять и другие музыканты или коллективы.

Первый поток «Нот и квот» завершился. С 2021-го за два концертных сезона 12 новых партитур зазвучали в самых разных странах и городах, на самых разных площадках. Вот что говорят композиторы и музыканты об участии в этой творческой программе.

ОЛЬГА БОЧИХИНА, КОМПОЗИТОР:

Благодаря сезону «Нот и квот» мне удалось реализовать проект Акустико-пространственных миражей, который как параллельный мир открывается то здесь, то там. Первые два миража мы реализовали с музыкантами «Студии новой музыки», которые согласились участвовать в этом эксперименте в том числе и как перформеры, бродя по залам Московской консерватории и Нижегородского Арсенала, открывая «фиктивное» измерение реального и превращая зрительный зал в сцену. Напоминая о том, что мир открывается не только тем, кто смотрит на сцену, но и тем, кто смотрит по сторонам, а иногда и на потолок – аналог неба. Было много разных фидбеков от участников, зрителей, журналистов, появились другие, уже не мои «миражи», вирус «миража» вошел в творческий мир, я считаю это несомненной удачей. Спустя год после премьеры я сама написала об этом тезисы «Реальное и фиктивное: что такое «сдвиг» в реальном», осуществив таким образом доступ к тому, чтобы можно было работать с самой мыслью о неразрывности художественного и реального мира не только мне, но и другим художникам.


ОЛЕГ ГУДАЧЕВ, КОМПОЗИТОР:

Написание пьесы «когда я умру, будет так, что наша любовь никогда не существовала(?)» для ансамбля KYMATIC стало важной для меня историей. Участие в творческой программе Союза «Ноты и квоты» в 2021-м позволило в те карантинные времена – после моей камерной оперы по «Бесам» Достоевского и акусматического «Архипелага» – вернуться к инструментальному письму, да еще и для большого ансамбля. Мою пьесу дополнил невероятный видеоарт Mike Iv, и видео стало важным смысловым элементом. Особенно эмоционально визуальный код «сработал» во время исполнения в московской галерее на Солянке – музыканты KYMATIC играли на фестивале Gnesin contemporary music week, который исследует междисциплинарность и пути взаимодействия разных медиумов.

ВИДЕО. Олег Гудачев «когда я умру, будет так, что наша любовь никогда не существовала(?)»

ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И ДИРИЖЕР ОМСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА:

Для меня и Омского академического симфонического оркестра, которым я руковожу, большая честь стать участником программы «Ноты и квоты». Благодарен жюри за то, что выбрали проект нашего оркестра с композитором Алексеем Сысоевым. Алексей обладает удивительным даром найти новое звучание, генерировать оригинальные идеи. Мой заказ написать сочинение для каких-нибудь необычных инструментов с оркестром нашел блестящее воплощение в «Вариациях и аплодисментах» для смартфонов и четырех велосипедов с оркестром, где музыканты не только играли на инструментах, но и участвовали в настоящем перформансе, выхлопывая в ладоши завораживающие ритмы.

Премьера новой пьесы состоялась 16 декабря 2021 года на концерте, посвященном 55-летнему юбилею Омского симфонического оркестра. В программе звучали также Скрипичный концерт Камиля Сен-Санса и Концерт для виолончели и баяна Самуэля Струка. На следующий год мы снова исполнили «Вариации и аплодисменты», теперь уже в обрамлении сочинений русских композиторов. В этом году сочинение Алексея Сысоева включено в программу Международного Симфонического форума в Екатеринбурге, где оно будет звучать вместе музыкой Петра Чайковского и Антона Танонова. Для Омского симфонического встреча с новой музыкой – исследование, удовольствие открытия и познания, проверка своих возможностей и огромная ответственность.

ЕКАТЕРИНА МЕЧЕТИНА, ПИАНИСТКА:

Я всегда с радостью представляю публике те современные сочинения, которые кажутся мне интересными, талантливыми, важными для развития музыки. В случае с музыкой Олега Пайбердина – все вместе. Его композиторский язык в цикле «Дамы филармонического общества» хорошо воспринимается даже неподготовленной публикой – это ясная и гармоничная музыка. При этом здесь виден глубоко философский подход к проблемам современных средств выразительности. Такая музыка занимает особую нишу – одновременно и для широкого круга слушателей, и для знатоков. Каждый найдет в ней что-то важное для себя.

СТАНИСЛАВ МАЛЫШЕВ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И ДИРИЖЕР OpensoundOrchestra:

Как только мы узнали про программу «Ноты и квоты», то решили заказать камерное сочинение Настасье Хрущёвой, с творчеством которой познакомились на проекте Союза «Я – композитор!» в Зарядье. Для наших солистов Настасья написала «Пять песен на Рождество» для струнного квартета. По условиям программы эта музыка должна была звучать в разных городах России, и, составив программу из сочинений российских и зарубежных авторов, мы отправились в турне. Сыграли концерты в Казани, Перми, Воронеже, Туле, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и, конечно, в Москве.

Публика, даже неподготовленная, очень тепло принимала современную музыку. На каждом концерте я немного рассказывал о произведениях и авторах, которых мы исполняли. Так слушателям было проще воспринимать современное, не всегда комфортное звучание. Это был потрясающий опыт! В Воронеже слушатели остались после концерта на обсуждение, которое происходило прямо на сцене Филармонии. И, что интересно, в каждом городе, обсуждая произведение Хрущёвой, мнения были полярны. Полный восторг, либо раздражение. И это говорит о яркой индивидуальности композитора! Мы благодарны Союзу композиторов России за поддержку и творческий импульс, ведь без программы «Ноты и квоты», мы вряд ли бы решились на такие гастроли.

АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВ, ПИАНИСТ:

С Павлом Левадным меня связывает долгая дружба, но даже не это послужило причиной заказа нового произведения. Прежде всего, я глубоко впечатлен его музыкой. Ранее Фортепианный концерт Левадного я несколько раз исполнил в Самаре, Майкопе, Барнауле. Полагаю, новое сочинение – цикл «Моменты истины» – будет интересно многим современным пианистам, исполнено на разных концертных площадках.

«Моменты истины» соседствовали в моих концертах с произведениями Брамса, Рахманинова, Прокофьева и других. Такие комбинации звучали очень свежо и вызвали большой резонанс по всему миру. Впервые произведение прозвучало в Бразилии, в городе Белу-Оризонте, некоторые фрагменты я исполнил в аргентинском городе Сальта, несколько раз исполнял в разных городах Италии и Швейцарии. Всегда публика принимала музыку Павла с большим энтузиазмом, и я был очень горд сообщать, что ее написал мой соотечественник из России.

ГДЕ ЗВУЧАЛИ НОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ?

1. «Вариации и аплодисменты» Алексея Сысоева в Омской и Свердловской филармониях в исполнении Омского академического симфонического оркестра (художественный руководитель и главный дирижер – Дмитрий Васильев)

2. «Акустико-пространственные миражи» Ольги Бочихиной в Москве в тематической программе Студии новой музыки и на фестивале Союза композиторов России «Пять вечеров», а также на фестивале «Картинки с выставки» в Нижнем Новгороде. Исполнял ансамбль «Студия Новой музыки»

3. «Когда я умру, будет так, что наша любовь никогда не существовала(?)» Олега Гудачёва на Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге, в московских галереях «Граунд Солянка» и Île Thélème, open-air в Высшей школе экономики в Москве. Исполнял Kymatic ensemble

4. Attention deficit disorder Антона Светличного на фестивале ReMusik.org в Санкт-Петербурге, на концерте в Доме культуры «ГЭС-2» в Москве, на V Сибирском фестивале современной музыки в Красноярске, на камерном фестивале «Пять вечеров» в Москве. Исполнял Московский ансамбль современной музыки (МАСМ)

5. «Пять песен на Рождество» Настасьи Хрущёвой для струнного квартета в Малом зале Зарядья в Москве, частной филармонии «Триумф» в Перми, в Большом концертном зале имени Сайдашева в Казани, в Доме Радио в Санкт-Петербурге, в Нижегородской консерватории, Карельской и Воронежской филармониях, в Кластере «Октава» в Туле. Исполняли солисты OpensoundOrchestra

6. «Ультрамарин» для ансамбля Александра Хубеева в Камерном зале Московской филармонии и дворце культуры «Энергетик» г. Новомичуринска. Исполняли солисты ГАМ-ансамбля

7. Цикл «Дамы филармонического общества» Олега Пайбердина в московском Музее Прокофьева и Доме композитора, Московской филармонии и на фестивале Союза композиторов России «Пять вечеров». Исполняла пианистка Екатерина Мечетина

8. 2Ramm для виолончели Тихона Хренникова-мл. в Санкт-Петербургском Доме Музыки, Малом зале Московской консерватории, Концертном зале Мариинского театра, на IХ Всероссийском музыкальном фестивале имени Шостаковича в Курганской филармонии. Исполнил виолончелист Александр Рамм

9. isn't sonic для фортепиано и портативной электроники Владимира Горлинского на фестивале «Биомеханика» в Москве, в Musik Akademie Klaus Linder Saal в Базеле, Fabbrica del Vapore в Милане, в Chateau du Bourg Joly в Сен-Мартен де Санзе (Франция). Исполнил пианист Дмитрий Баталов

10. διαλύθηκε для виолончели Алексея Наджарова на фестивале reMusik.org и Доме Радио в Санкт-Петербурге, на фестивале «Московская осень» в Москве, Baku contemporary music days в Баку. Исполнила виолончелистка Юлия Мигунова

11. Цикл фортепианных миниатюр «Моменты истины» Павла Левадного на фестивале Palermo Classica, San Mattia ai Crociferi и Trescastagni International Music Festival, Cortile Chiesa Madre San Nicola (Италия), в Offene Kirche Sils Maria (Швейцария), Церкви Св. Софии в Охриде (Македония), Teatro de la Fundacion Salta (Аргентина) и городе Белу-Оризонте (Бразилия). Исполнил пианист Александр Яковлев

12. «Уединение» для фортепиано Тимура Исмагилова на фестивале New Lights, Longshore Room и в Trinity Laban Лондона, на South Hill Park Arts Centre в Брэкнеле (Великобритания). Исполнил пианист Михаил Шиляев.