Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

​В Казани завершился VIII фестиваль татарской музыки имени Назиба Жиганова "Мирас"

18.02.2023

На сцене Государственного большого концертного зала имени Салиха Сайдашева, в рамках Фестиваля «Мирас» прошли концерты с участием Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан, художественный руководитель и главный дирижер Александр Сладковский, Государственного камерного хора Республики Татарстан под руководством Миляуши Таминдаровой, дирижеров Айрата Кашаева, Рустема Абязова, Рената Халитова, солистов. Художественный руководитель фестиваля, автор его программы – ректор Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова, профессор Вадим Дулат-Алеев.

В программе фестиваля – сочинения, продолжающие традицию татарской академической музыки, написанные молодыми и широко известными татарскими композиторами.

На первом концерте фестиваля звучали Симфоническая поэма «Кырлай» и кантата для хора с оркестром «Республика моя» Назиба Жиганова, финал «Волжской» симфонии Александра Ключарева, Симфоническая поэма «Нурлы Казан» («Лучезарная Казань») Алсу Сунгатуллиной, увертюра «Юность КАМАЗа» Анатолия Луппова, концерт для кыл-кубыза с оркестром «Чатыр тау» Эльмиры Галимовой, симфоническая картина «Древний Болгар» Эльмира Низамова, «Мой Альметьевск» Рената Хакимова, фрагмент из оперы «Комендант Бугульмы» Бориса Трубина, кантата «Татарстан» Рустама Зарипова.

Премьера в концертном прочтении оперы «Кави-Сарвар» стала вершиной фестиваля. Ретроспектива развития татарской академической музыки, демонстрируемая на фестивале, явила зрителям нового сильного талантом и мастерством композитора, способного донести драматургически сложный музыкальный текст в виде единого цельного полотна, и, что особенно ценно, несмотря на недлинный творческий опыт, обладающего своими узнаваемыми красками. Композитор Миляуша Хайруллина в творческой синергии с автором либретто Айдаром Ахмадиевым, дирижером-постановщиком Айратом Кашаевым, режиссером-постановщиком Ильгизом Зайниевым, художником Сергеем Скомороховым и прекрасными исполнителями вокала создали произведение искусства, обозначившее музыкальное мышление 21 века, напрямую связанное с историей татарского народа, его музыкальной традицией, изложенное языком современной мировой академической музыки.

Третий, завершающий концерт фестиваля «Мирас» – «Звуковые картины» снова показал панораму развития музыкального мышления. Прозвучали Симфония № 7 для струнных и литавр Назиба Жиганова, Симфоническая поэма «Су анасы» Фарида Шарифуллина, Ноктюрн Масгута Латыпова (переложение для оркестра Ильяса Камала), Симфоническая поэма «Счастливый день» Ильгама Байтиряка, премьера Симфонии «Алтайские пейзажи» Рашида Калимуллина и Симфоническая картина «Битва» из балета «Золотая Орда» Резеды Ахияровой.

Звучавшие на фестивале «МИРАС» произведения выпускников Казанской государственной консерватории и сегодняшних ее преподавателей и профессоров, учеников плеяды замечательных композиторов, создавших и создающих музыкальную сокровищницу народа, – результат работы Союза композиторов Республики Татарстан, наших современников, формирующих наследие татарской музыкальной культуры для грядущих поколений.

Автор текста Зульфия Асадуллина

Источник