Трубин Борис Николаевич (1930–2021)
Родился 28 июня 1930 года в пос. Золотаревка Терновского района Пензенской области. Становление его жизненного и музыкального мироощущения попало на сложное военное время. Его восприимчивый слух формировался не в этикетном мире гамм и этюдов музыкальной школы, а в грозном звучании несущегося из уличного репродуктора сурового голоса Левитана и «Ленинградской симфонии» Шостаковича. Именно по этому военная тема в музыке Трубина оказалось по своему важной и значимой.
Линия музыкального образования композитора началась в детстве с самодеятельного духового оркестра, которая вывела юного музыканта в Пензенское музыкальное училище (класс кларнета), а затем на теоретическое отделение Казанского музыкального училища (1951) и Казанскую консерваторию (1956).
Его композиторское, а шире, и музыкантское становление протекало в ауре феноменального личностного триумвирата – Ю. Виноградова, Р. Яхина, А. Лемана. Эта русско-татарско-немецкая «оправа» привела сознание молодого композитора в состояние ментального порядка и поисковой одержимости. Виноградов приучил к строгой выверенности мысли, приобщил к многим тайнам общего музыкального мышления. Яхин своей глубочайшей человеческой натурой внес великое художническое чувство искреннего самовыражения через мир музыки, Леман раскрыл неведомые тайны композиторского ремесла и особого обостренного ощущения образов окружающего мира. По словам самого Трубина, Леман был «педагогом от Бога!». В свою очередь, и Леман разглядел в молодом композиторе перспективного вузовского педагога, пригласив в 1961 году для преподавательской работы в Казанской консерватории после пятилетнего педагогического пребывания Трубина в Томском музыкальном училище. Интуиция Лемана не подвела: сегодня Трубин – один из ведущих профессоров кафедры композиции, подготовивший плеяду ярких национальных композиторов (среди них – Р. Калимуллин, Н. Кошелева, С. Терханов, Б. Нухов и др). Леману благодарный ученик посвятил одно из самых проникновенных своих сочинений - Пятую симфонию.
Плотность творческой самореализации Трубина как композитора явно оказалась зависимой от общественно-художественной ситуации. Десятилетия общественного покоя в жизни страны (60-80–е годы) вполне естественно гармонируют со временем относительного творческого покоя и у композитора. Вялотекущее «написание» оперы «Комендант из Бугульмы» вполне можно было сравнить с приснопамятными долгостроями брежневской эпохи. Видимо, эта творческая неторопливость вызвала у учителя композитора едко-ироничного А.С.Лемана сравнение своего ученика времен 70-80-х с «русской недвижимостью».
И удивительное преображение происходит в конце 80-х, когда творческий порыв обнажил острый нерв музыкального и образно-публицистичного мироощущения композитора. Чередой идет поток далеко непроходных сочинений, словно началось «время Трубина». Накопление предыдущих лет стали буквально «разрываться» в крупных и малых жанрах. Военные «нарывы» прорвались во Второй симфонии, названной «Реквиемом», выразившиеся не в экзальтированном крике военной трагедии, а в тихом, «пассионно» сдержанном оплакивании драмы главной жертвы войны – ЖЕНЩИНЫ. Такой подход во многом отражают слова самого композитора о том, что «самая современная музыка – это тихая музыка».
Другой обозначенный нерв этого общественного излома времени, хронологического излома тысячелетий – это судьба России. Для многих авторов эта тема стала благодатным материалом для безмерной эксплуатации. Трубин увидел свой поворот темы и свое чувственно проникновенное понимание этого образа. Взгляд современного американского поэта Джона Брауна в поэме «Симфония о России» стал неожиданным импульсом для «симфонии о России» современного русского композитора. Созданная Трубиным Пятая симфония, без сомнения, стала важным вкладом в вечный образ русского искусства – образ Родины в ее высокой и трагической облике.
Теплую реакцию слушателей вызвала Четвертая «Ностальгическая» симфония. Композитору с особой задушевностью и непринужденностью высказывания удалось воссоздать звуковую атмосферу 50-60-х годов. Здесь зазвучало – подчас печально, подчас иронично – время романтических надежд и созидаемых планов, первых разочарований и вера в собственную созидательную силу по пути обновления жизни. Трогательно мелькают в звуковой череде музыкальные идеалы того времени – изысканный Прокофьев, сурово трагический Шостакович…
Музыкальное остроумие и публицистическая сатира рельефно выразились в Третьей симфонии «ЭКО-774», где Трубин в духе шостаковического «Райка» едко и с болью в сердце показал грубость и скудоумие властей по отношению к природе. Симфония стала своего рода социо-музыкальным протестом композитора против варварского уничтожения озер в окрестностях Казани.
Музыкальный язык Бориса Трубина отличается глубоким пониманием русской интонационности, которое сформировалось под воздействием деревенских песнопений родной пензенской стороны и звучаний широкого сибирского края, и также тонко отточенное характерным татарским пентатоновым контекстом. Этим объясняется и любовь к народно-фольклорной интонации других национальных культур. Его обработки мордовских, чувашских, тувинских песен стали образцом изящной и интонационно яркой отделки народного материала.
Особая область творчества – музыка для народных инструментов. Здесь национальный дух раскрывается в рельефных и теплых тонах. Сюита-фантазия «Течет речка» стала одним из самых репертуарных произведений оркестров народных инструментов в Казани благодаря интонационной яркости и простоте самовыражения.
С особым блеском яркое образное мышление композитора, острая ассоциативная манера письма выразилась в театральной музыке. Им написана музыка к 80 спектаклям драматических и кукольных театров Казани, Томска, Новосибирска.
О его музыке один из самых ярких русских композиторов Татарстана А. Миргородский сказал, что в ней «он не находит ни одной фальшивой ноты». Это красноречивое подтверждение художественного факта честного и искреннего диалога музыканта Трубина со своим Слушателем!
За заслуги в области музыкального искусства композитор удостоин звания заслуженного деятеля искусств ТАССР (19 ), Лауреата премии им. Д.Шостаковича (2007).
- Музыкально-сценические: Детская опера «Сказка о прекрасной царевне и семи богатырях» по сказке А.Пушкина (1978);опера «Комендант Бугульмы» по одноименному циклу рассказов Я.Гашека (1979); "Сказка о попе и о работнике его Балде" по сказке А.Пушкина (2002);
- Симфонические: Симфонии: Первая «Сибирская» (1965); Вторая «Реквием» (1985); Третья «ЭКО – 774» (сатирическая) – 1990; Четвертая «Пасторальная» (1997); Пятая «О России» по прочтении поэмы американского поэта Дж. Брауна (1999); Шестая «Холодное лето 2001 г.» (2006); Поэма «Зоя» (1965); Сюиты «Пантомима», «В мире сказок» (1965), «Один день из жизни весеннего леса» (2004), «От звуков природы к симфонии звуков» (2004); Увертюра-гимн «Моя Казань» (2005); Инструментальные концерты: для валторны и оркестра (1989); для гобоя и оркестра (1986); для дуэта труб и оркестра (2002);
- Хоровые: Оратория «Сходка» на стихи Р.Кутуя (1971); Кантаты - «Волга» на стихи Кошечкина (1856), «Край родной» на стихи М.Тазетдинова (1967); Концерт для хора «Истоки» (1996); цикл «Россия» (2000);
- Дл оркестра народных инструментов: «Скерцо» (1993); сюита «Ретро» (1994); «Волжская рапсодия» (1997); увертюра «Праздник в Булгарах» (1998); сюита-фантазия «Течет речка…» (1998);
- Камерно-инструментальные: два струнных квартета (1954, 1996); Соната для двух виолончелей (1990); Брасс-квинтет «Неизвестные страницы биографии славного рыцарая Дон-Кихота Ламанчского».
- Музыка к спектаклям: (более 80);
- Вокальные: песни, романсы, обработки народных песен (свыше 50),
- Публикаци: Кантор Г. Борис Трубин // Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. Казань, 1986; Ким С. Дело Трубиных // «Казань», 2005, № 5;