Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Дулат-Алеев Вадим Робертович

Дулат-Алеев Вадим Робертович

Дулат-Алеев Вадим Робертович

Музыковед
Союз композиторов Республики Татарстан

Родился в Казани. Окончил Казанскую государственную консерваторию, аспирантуру и докторантуру Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (научный руководитель – профессор Е.Г. Сорокина). С 1993 г. работает в Казанской консерватории: проректор по научной работе (1999-2007), зав. кафедрой татарской музыки (2003-2009), зав. кафедрой истории музыки (2000-2003 и с 2009 по настоящее время).

Член редакционных коллегий журналов «Научный вестник Московской консерватории», «Современные проблемы музыкознания» (РАМ им. Гнесиных), «Tatarica» (КФУ); раздела «Музыкальная культура» Татарской энциклопедии.

Член Союза композиторов России с 2006 года, член правления Союза композиторов Республики Татарстан.

Арт-директор Фестиваля татарской музыки им. Назиба Жиганова «Мирас» (Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, худ. рук. А.В. Сладковский).

Инициатор и руководитель проекта по созданию музыкально-информационного портала «Век татарской музыки - Татарстан ahәңнәре» к 100-летию ТАССР.

Ведет активную публицистическую деятельность.

  • Почетное звание «Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан» (2010)
  • Премия Федерального агентства по культуре и кинематографии за цикл работ по истории татарской музыки (2004)
  • Благодарственное письмо ректора Казахского национального университета искусств за вклад в подготовку научных кадров Казахстана (2019)
  • Благодарственное письмо министра культуры Российской Федерации В.Р. Мединского за участие в конкурсе концепций создания Высшей школы музыкального и театрального искусства (2019)
  • Почетная грамота Министерства культуры Республики Татарстан (2019)
  • Благодарность министра культуры Российской Федерации О.Б. Любимовой за большой вклад в развитие культуры (2020)

Книги:

  • Дулат-Алеев В.Р. Текст национальной культуры: Новоевропейская традиция в татарской музыке. Казань: Казанская гос. консерватория, 1999 г. - 244 с.
  • Дулат-Алеев В.Р. Татарская музыкальная литература: Учебник для музыкальных училищ и музыкальных школ. Казань: Казанская гос. консерватория, Идель-Пресс, 2007. - 491 с.
  • Дулат-Алеев В.Р. О музыке с трибуны, на сцене и в кулуарах: Статьи, эссе, интервью. Казань: Фолиант, 2019. – 276 с.

Статьи (более 50, в том числе):

  • Композитор и национальная история // Век Салиха Сайдашева: межвузовский сб. науч. ст. /Сост. и науч. ред. В.Р.Дулат-Алеев. – Казань, Казанская гос. консерватория, 2000. (1 п.л.) [в серии “Тысяча лет татарской музыки»]
  • Национальная идея в операх А.Н. Серова // Из истории русской музыкальной культуры. Памяти Алексея Ивановича Кандинского / Научные труды Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Сб. 35. – М., Московская гос. консерватория, 2002. (0,75 п.л.).
  • Назиб Жиганов: личность, творчество, контексты истории // Назиб Жиганов: Статьи. Воспоминания. Документы. Т.1. – Казань, Казанская гос. консерватория, 2004. (0,75 п.л.).
  • Глинка, Серов и русская опера как символы национального искусства // М.И. Глинка: К 200-летию со дня рождения. Т.2. – М., Московская гос. консерватория, 2006. (с. 25-42; 1 п.л.).
  • Структурные уровни в старинной двухчастной форме (к теории музыкальных форм эпохи барокко) // От Ars nova к новой музыке. Научные труды Казанской консерватории. Вып.1. – Казань, 2008. (2 п.л).
  • Музыкальная культура // Татарская энциклопедия. Т.4. – Казань, Институт Татарской энциклопедии, 2009 (1 п.л.).
  • Жан-Жозеф Мондонвиль и французская музыка эпохи ЛюдовикаXV (к300-летию со дня рождения) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия15. Искусствоведение. 2012. Вып. 1. С. 238-244.
  • Джон Стэнли и английская музыка середины XVIII века (к300-летию со дня рождения) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия15. Искусствоведение. 2012. Вып. 1. С. 233-237.
  • ФридрихII – немецкий композитор (к300-летию со дня рождения) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия15. Искусствоведение. 2012. Вып. 1. С. 245-248.
  • Фарид Яруллин и татарская музыка в межкультурной коммуникации // Tatarica. 2014, №3. С. 174-183.
  • Современная теория музыки: проблемы и перспективы дисциплинарной матрицы // Журнал Общества теории музыки. Вып. 4а. 2014 / 8а. – С. 1-7.
  • Творчество Рашида Калимуллина в аспекте сохранения национальной традиции и развития межкультурной коммуникации на рубеже ХХ-XXI веков // Вестник КазГУКИ. 2017. № 3. С. 74-77.
  • Парадигма исламской культуры в татарской музыке советского периода // Культура и цивилизация. 2017. Том 7. № 5А. С. 396-404.
  • Большая русская опера 1830-1860-х годов в контексте патриотической темы и «европейского стиля» // Музыка. Искусство, наука, практика. 2017. № 4.