30.08.2021
Stella Art Foundation представляет первый персональный выставочный проект композитора Дмитрия Курляндского. В своем творчестве он продолжает традицию взаимоотношений актуальной музыки и современного искусства. Экспозиция, которая откроется, 4 сентября, познакомит посетителей с тремя звуковыми инсталляциями, которые будут впервые представлены публично.Президент Stella Art Foundation Стелла Кесаева: «Мы познакомились с Дмитрием Курляндским в 2014 во время работы Фонда над постановкой оперы «Носферату» в Пермском театре оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса. Это был яркий опыт сотрудничества Фонда с новой оперой, где композитор Дмитрий Курляндский написал музыку, автором либретто выступил поэт Димитрис Яламас, за режиссуру и хореографию отвечал мастер по античному театру Теодорос Терзопулос, а куратором сценографического решения постановки стал один из предводителей направления arte povera Яннис Кунеллис. В спектакле участвовали драматические и оперные артисты из России и Греции — легендарная Алла Демидова, авангардная певица Наталья Пшеничникова, также постоянные участники проектов Терзопулоса — София Хилл и Тасос Димас. Мне приятно, что наше сотрудничество с Дмитрием продолжается. Этой осенью залы Фонда буквально «зазвучат по-новому». Ведь впервые на выставке не будет традиционных произведений искусства, а зрители окунутся в пространство аудио-звуковой инсталляции».Центральным произведением станет композиция из четырех медиафайлов с цифровой тишиной, которая вступает в диалог с одним из самых известных беззвучных сочинений «4’33’’» американского композитора Джона Кейджа, впервые представленном на Благотворительном концерте, организованном в поддержку творчества в области современного искусства, в Вудстоке 29 августа 1952 года. Если в произведении Кейджа сделан акцент на невозможность достижения ситуации абсолютной тишины, взрывающейся миллионом шумов при живом акустическом исполнении, то в работе «Криптотишина» Курляндский смещает акцент на радикальную и тревожную инаковость цифровой реальности: воспроизводимый файл действительно проигрывает тишину, однако единственным настоящим слушателем этой цифровой пустоты является машина.
«Pianospace» представляет собой 24-х канальную генеративную звуковую инсталляцию — оммаж музыкальной традиции сочинения 24-х прелюдий классиками академической музыки, среди которых Бах, Шопен, Дебюсси, Рахманинов, Скрябин, Шостакович и др. Разработанная совместно с медиахудожником Олегом Макаровым программа генерирует в реальном времени рассыпающийся звук фортепьяно, который становится прелюдией, промежуточным, вовлекающим этапом к радикальности цифровой тишины.
Обрамлением двух проектов выступят четыре произведения из серии «Безвыходные акустические ситуации», в которых звуки человеческого дыхания переплетаются с шумом города, работающих механизмов, шорохами природы и синтезированными звуками, образуя единый аудиопейзаж конца эпохи антропоцена и перехода к веку цифровой гегемонии.