Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Цикл концертов "Пульс". Концерт №1

19.11.2020

19 ноября и 1 декабря оркестр OpensoundOrchestra под управлением Станислава Малышева запускает новую концертную серию «Пульс».
Первые два концерта пройдут в Малом зале «Зарядья» при поддержке Союза композиторов России.

Смотрите трансляцию первого концерта сегодня, 19 ноября, в 19:00

https://www.culture.ru/live/11911/proekt-puls

Или на другой площадке:

https://www.afisha.ru/concert/2037583/


Идея проекта в том, чтобы показать публике наряду с опусами известных западных авторов премьеры сочинений молодых российских композиторов, написанных специально для оркестра.
В программе первого концерта (19 ноября) – масштабный «Palimpsest» для струнных голландского минималиста Симеона тен Хольта, «Любимый ненавидимый город» для фортепиано и струнного оркестра Павла Карманова, «Spheres» для скрипки и струнного оркестра Габриэля Прокофьева и мировая премьера – «Tempus» для камерного оркестра и фортепиано Игоря Яковенко.
А во втором концерте, который состоится 1 декабря, – не только сочинения Йохана Йоханнссона, Франческо Тристано, Вальгира Сигурдссона, Hauschka и Кристиана Ярви, но и произведения четырех российских авторов – Анны Поспеловой, Николая Попова, Глеба Колядина и Алины Подзоровой.

В преддверии концертов Colta попросила молодых композиторов - Игоря Яковенко, Анну Поспелова, Николая Попов, Глеба Колядин и Алину Подзорова – рассказать о сочинениях, написанных в 2020 году

Игорь Яковенко о «Tempus»
Tempus переводится с латыни как «время» или «временный». Это противоположность вечному. Обычно происходит следующим образом: композиторы пишут опусы, и их естественным желанием всегда было остаться в вечности, обессмертить свое имя через свое творчество. Произведение «Tempus» своим названием манифестирует невозможность стать бессмертным творением. Это что-то временное. В этой моей позиции нет никакого кокетства и ложной скромности, просто мне кажется, что сейчас вся академическая музыка пишется для настоящего времени. Если ты не получил признания при жизни, тебя не откроют через сто лет, как Баха. Объем информации так огромен, что этим просто никто не будет заниматься.

Кроме того, слово «временный» имеет и чисто музыкальное значение. В некоторых частях произведения музыканты играют в разных размерах, как бы противореча времени друг друга. Хотя это не так заметно во второй части произведения, которая будет представлена на концерте.

В качестве источников вдохновения могу назвать, прежде всего, барочную музыку Клаудио Монтеверди, Яна Зеленки и Иоганна Пахельбеля.

Анна Поспелова о «Dreaming Technique»
Название пьесы «Dreaming Technique» говорит о некоторой программности сочинения: как-то мой друг, аргентинский композитор Валентин Пелиш, рассказал мне о технике погружения в сон, которую он практикует, — если долго лежать неподвижно и быть полностью расслабленным, то ты обязательно уснешь через какое-то время. Мое произведение по сути своей является репрезентацией этого состояния — перехода из реальности в сон.

Глеб Колядин о триптихе для фортепиано и струнного ансамбля
В рамках Pulse я представлю три миниатюры для фортепиано и струнного ансамбля. У каждой из них есть своя предыстория.

Изначально я лишь хотел доработать один из своих фортепианных набросков, сочиненных минувшим летом во время музыкальной резиденции SoundUp. Но в какой-то момент пришла мысль добавить еще два старых черновика, как мне показалось, родственных по стилистике. Каждый из них был сочинен в разное время для двух театральных постановок польского режиссера Анджея Бубеня.

Специально для концерта я обратился к замечательному томскому аранжировщику Григорию Лосенкову, благодаря которому эти три пьесы сложились в единое целое. Иными словами, можно сказать, что конкретно этот вариант такого маленького «триптиха» (фортепиано и струнные) был создан специально для концерта 1 декабря.

Мне всегда интересно рассматривать музыку с точки зрения формы. Для меня это некая история, путешествие, размышление на заданную тему. Конкретно в этих миниатюрах каждая из пьес имеет свои собственные характер и движение, уравновешивая друг друга. С образной стороны — это три разных взгляда на течение времени. Я не сторонник дословной расшифровки музыки, но, условно говоря, здесь все же есть некий концепт. Первая часть — это пустота и свобода. Вторая часть — равномерное движение, а финал — это некое сопротивление неумолимости часовой стрелки на наших часах. Вероятно, кому-то будет проще и понятнее воспринимать эту музыку именно так, хотя я никогда не настаиваю на определенной версии. Возможно, у каждого слушателя сложится свой собственный сюжет, и это очень здорово.

Алина Подзорова о «Мадригале» для струнных, ударных и электроники
Для реализации звукового концепта моей пьесы мне требовалась необычная колористическая палитра, которая будет, с одной стороны, звучать достаточно экспрессивно, а с другой стороны, давать необычные импрессионистические эффекты. Поэтому в сочинении сочетаются струнный квинтет, ударные и электроника.

В своей музыке я отталкивалась от внутренней содержательной сущности жанра мадригала, зародившегося в поэзии итальянского Возрождения в творчестве Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо, Франко Саккетти. Главная композиционная особенность жанра — отсутствие строгих структурных канонов, а характерная черта жанра — поэтичное, свободное выражение мыслей и чувств, чтобы запечатлеть мир тонких граней душевного переживания и передать нарастающее постепенно чувство влюбленности, восхищения и преклонения. Как сказал великий Виктор Гюго, «любить другого человека — это видеть лицо Бога».

Николай Попов о «Квадратуре круга»
Концепции у сочинения как таковой нет, она исходит из названия — «Квадратура круга». Это известная задача, которую решить невозможно. В быту это словосочетание обозначает некое бессмысленное занятие наряду с такими выражениями, как «сизифов труд» или «изобретать вечный двигатель». Для меня это некий принцип в постановке композиторской художественной задачи.

Состав выбран в связи с идеей сочинения. Мне хотелось в рамках одного сочинения поработать с разными взглядами на понятие струнного инструмента. В сочинении сочетаются три таких взгляда: это традиционная акустическая среда в виде струнного квартета, электрогитара — электронный струнный инструмент, а также рояль, который я мыслю здесь как некий струнный ударный инструмент.

Источник