01.09.2025
9 сентября в рамках X Фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» Челябинский театр оперы и балета представит зрителям гоперу «Петр Первый». Автор идеи – Заслуженный деятель искусств РФ, директор театра Владимир Досаев, композитор – лауреат международных конкурсов, профессор Московской консерватории, член Союза композиторов России Михаил Богданов, автор либретто – заслуженный артист России Николай Денисов. Художественный руководитель и главный дирижер – Евгений Волынский.
Мировая премьера оперы, созданной по заказу Челябинского театра при поддержке Губернатора Челябинской области, прошла в марте 2025 года. «Стоячие овации, улыбки на лицах, восторженные крики браво… Похоже, «Петр Первый» – это именно то, что требуется зрителю сегодня, сейчас. Челябинский театр это почувствовал и, очевидно, попал в десятку. (Ольга Русанова Classical music news)
«Получилась настоящая русская гранд-оперá, в которой ощутимо родство с лучшими отечественными образцами жанра XIX – XX веков» (Александр Матусевич «Литературная газета»
«Опера о военных победах, определивших судьбу страны, закономерно обрела историко-патриотическое звучание. Финальный хор звучит почти как заклинание, утверждение стойкости, несокрушимости, победоносности России.» (Александр Филиппов «Музыкальное обозрение»)
Спектакль охватывает исторический период от поражения под Нарвой до побед в Полтавской битве и Гангутском морском сражении. Предательство друзей, придворные интриги и заговоры европейских держав не ослабляют, а укрепляют Петра в собственной правоте. Монарх черпает силы не только в любви к своему Отечеству, но и в беззаветной преданности супруге Екатерине. Петр-полководец, победитель обращается к возлюбленной в своих письмах перед каждым важным решением. Тема любви двух великих царственных особ скрепляет всю композицию оперы.
Композитор Михаил Богданов: «В моей музыке Петр Первый – живой человек, воюющий за свою отчизну, не прощающий предательства, искренне любящий, терпящий поражения и добивающийся побед. Главное, он русский человек, беззаветно преданный своей стране». Для создания достоверного образа Петра I в тексте оперы использовались оригиналы писем великого императора и его историческое обращение к войску перед Полтавской битвой.