Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Алексей Шиховцов: «Каждый ищет опору в том, что уже было»

22.07.2024

Проект Союза композиторов России и Московского ансамбля современной музыки «Дело молодых» существует с 2022 года. Он посвящен музыке, написанной композиторами в возрасте до 35 лет, причем как представителей молодого поколения нашего времени, так и мэтров актуальной музыки. 24 июля состоится очередной концерт абонемента. Один из участников проекта, красноярский композитор Алексей Шиховцов, поделился своими впечатлениями накануне концерта.

Алексей Шиховцов: «Каждый ищет опору в том, что уже было»

– 24 июля в Органном зале Красноярской филармонии прозвучит ваше произведение «Акценты». О чем оно? Что послужило вдохновением?

Пьеса «Акценты» была написана специально для проекта «Композиторские читки» в 2020 году. Идея сочинения возникла под влиянием популярной музыки композиторов минималистов: Стива Райха, Владимира Мартынова, Сергея Загния и Настасьи Хрущевой, которая, кстати, была одной из кураторов проекта.

Сама пьеса представляет собой некий «калейдоскоп», в котором цвета и формы постоянно переливаются, открывая новые звуковые оттенки. Достигается этот эффект главным образом за счет смещения акцентов внимания при повторении паттернов, отсюда и название.

Для меня это произведение является переломным моментом в творчестве, ведь все сочинения, написанные до этого времени, принадлежат к периоду обучения в Красноярской академии музыки и театра (ныне СГИИ им. Д. Хворостовского), а всё что я написал после – уже относится к более «взрослым», профессиональным формам.

Это будет премьера или «Акценты» уже звучали в Красноярске или других городах?

В Новосибирске на «Композиторских читках» была мини-премьера, если так можно сказать, которая получилась очень интересной, спасибо за это МАСМ и организаторам проекта. Но в концертах эта музыка ещё не звучала, поэтому жду с нетерпением.

Какие у вас пожелания к исполнению, уже была встреча с МАСМ и обсуждение, репетиции?

Думаю, я один из тех композиторов, которые не любят излишне вмешиваться в репетиционный процесс. В легенде и партитуре пьесы всё сказано, а когда речь идёт о таком великолепном ансамбле исполнителей, я совершенно уверен в результате.

«Акценты» прозвучат в программе проекта «Дело молодых». В творческом диалоге с музыкой Шнитке, Шостаковича, Прокофьева, Десятникова, как вам такое партнерство?

Ошеломляет! Честно говоря, не первый раз, когда попадаю в афишу с такими выдающимися людьми. Как-то раз даже проводили параллели между мной и Скрябиным, было очень неловко, но забавно. А если серьезно, это конечно очень почетно и вдохновляет.

Правда ли, что на раннем этапе творчества композитор пишет музыку по модели, подражая какому-то автору?

Да, субъективно говоря такая практика совершенно нормальна. Каждый ищет опору в том, что уже было, как и многие композиторы прошлого. Моя композиторская искра зажглась, когда я исполнял сочинения Ф. Листа, А. Эшпая, М. Вайнберга… И первые пьесы откровенно были стилизованы и смоделированы под их творческий почерк. Это важный отправной пункт в будущие композиционные эксперименты, из которых я вывел свои собственные модели, которыми пользуюсь сегодня.

Кто ваши композиторы-ориентиры, наверное, есть авторы, которые вас вдохновляют, у кого вы, так сказать, учитесь?

В настоящее время мои интересы посвящены больше конкретным произведениям, нежели авторам. Допустим, мне импонируют некоторые произведения Л. Бетховена, а к другим его сочинениям я совершенно равнодушен. К композиторам любой эпохи, в том числе ныне проходящей, отношусь именно так. А вдохновляет и ориентирует скорее общение со многими интересными людьми, в том числе с моей супругой музыковедом Алёной Заозерских. Поучаствовать в «Композиторских читках» и других проектах настаивает именно она.

Вам помогает тот факт, что вы член Союза композиторов России, что это вам дает?

Невероятно помогает. С момента, когда я присоединился к Алтайскому отделению Союза композиторов РФ, мне удалось написать очень много хорошей, качественной музыки. Этому поспособствовала председатель отделения, мой надежный товарищ – Ольга Дюжина. Каждый год, по её инициативе проводится фестиваль, который финансируется Союзом, позволяя привлекать потрясающих исполнителей и внушительный список композиторов, разумеется включая и мою фамилию. Таких концертов в этом году планируется целых три в г. Барнауле, а значит это как минимум и три моих новых пьесы (исполнение одной уже состоялось в апреле этого года).

Проект «Дело молодых» Союза композиторов России посвящен творчеству молодых композиторов, как мэтров, так и ныне живущих молодых авторов. Как вы думаете, такой музыкальный разговор продуктивен? Что он даст современному зрителю?

Считаю нет непродуктивных музыкальных разговоров. Они всегда к чему-то приводят. Вопрос скорее в количестве данных мероприятий. Хотелось бы побольше концертов такого плана, тогда публика узнает и о новых выдающихся именах, и вспомнит легендарные, без них никуда. В любом случае, проект имеет свою безусловную ценность и цель, а что получится в итоге – услышим.

Беседовала Варвара Трофимова

Проект проходит при поддержке Минкультуры России

Источник