Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

​Концерт ко дню рождения Бориса Тищенко

28.02.2023

23 марта в Малом зале Московской консерватории состоится концерт, посвященный Борису Ивановичу Тищенко. Инициатором концерта стала Ирина Донская-Тищенко, профессор Санкт-Петербургской консерватории, вдохновитель и первый исполнитель арфовых опусов композитора, его «жена и друг», как писал в своем посвящении к Арфовому концерту Борис Иванович. Программа создавалась при содействии музыковеда Игоря Карпинского, преданного почитателя музыки Тищенко.

БИЛЕТЫ

О ПРОГРАММЕ И ПРЕМЬЕРАХ
Екатерина Власова, музыковед, доктор искусствоведения и профессор Московской консерватории: «Этот вечер задуман как одно большое произведение, как некий суперцикл – к подобного рода гиперболам, к таким, выходящим за рамки жанров, замыслам Тищенко тяготел в своем искусстве, будь то его уникальная Четвертая симфония или грандиозный цикл “хорео-симфонической циклиады”, написанной по бессмертному творению Данте. Да и сама идея жанровости, некой разъединённости музыки по жанровым “этажам” была чужда композитору, считавшему, что музыка делится только на две категории – вечная и временная.

Борис Иванович видел в символике чисел скрытые смыслы, зашифрованные послания. И этот концерт, приходящийся на 23.03.2023, хочется надеяться, будет одним из подтверждений его убеждения, что право на бессмертие получает тот, кто оставил за собой огромный духовный мир, воплощенный в возвышенных художественных образах».

Начало концерта отдано арфе и камерным ансамблям с ее участием. За каждым стоит своя “история” о любви, смерти и бессмертии, темах, волнующих Тищенко на протяжении всей его жизни. Если сочинение «Брату» на стихи М.Ю. Лермонтова непосредственно связано с личностью писателя Виктора Конецкого и ему посвящено, то «Три песни на слова М. Цветаевой» и Пятая фортепианная соната написаны во «время Шостаковича». Шостакович исключительно высоко ценил эти опусы, не раз в своих письмах к Тищенко к ним возвращаясь.

В программу вечера включены премьерные исполнения. К ним относится Третья соната для виолончели соло, один из опусов композитора, написанных в последнее десятилетие жизни, который ему услышать не довелось. Впервые прозвучит и вокальный цикл на слова А. Ахматовой «Бег времени» в транскрипции для голоса и фортепиано, которую осуществил Антон Лубченко, композитор, дирижер и неустанный энтузиаст в исполнении музыки Тищенко. Помимо поздних сочинений, которым по преимуществу отдано второе отделение вечера, в него включена и Девятая фортепианная соната, одно из самых гармоничных произведений Бориса Ивановича. Он говорил о сонате: «Смысл её – наслаждение красотой, а творческая задача, если можно так сказать, – “эмансипация консонанса”». Завершит программу «Река времен» для солистов и хора a cappella, замысел, когда-то подсказанный Тищенко Ириной Донской, который он успел воплотить. В Москве сочинение исполняется впервые.