Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Новая музыка: композиторы на Радио Культура

17.02.2022

Продолжается совместный проект Союза композиторов России и Радио Культура "Новая музыка", в котором современные композиторы рассказывают о том, как они пишут музыку, что ими движет, что дает им вдохновение.

Слушайте передачу каждый четверг в 11.30 на 91,6 FM


Гость передачи – Леонид Гуревич. Окончил Азербайджанскую консерваторию в классе Кара Караева, который оказал большое воздействие на профессиональное становление композитора. Его творческий облик начал формироваться в 60‑е годы ХХ века, и, как и другие композиторы-шестидесятники», молодой автор активно изучал новые западные техники, включая элементы додекафонии в свои сочинения тех лет. Однако уже тогда в музыке Гуревича проявился яркий мелодический дар, классическая четкость форм, филигранное чувство вкуса и меры во всем и удивительно гармоничное мироощущение. Основная сфера творчества композитора – симфонические и камерно-инструментальные произведения, а также театральная музыка, камерно-вокальные, хоровые и песенные жанры. Его сочинениям свойственны оригинальные драматургические и тембровые решения, при этом особенное значение автор отводит прямому эмоциональному воздействию. Более полувека Леонид Гуревич преподает в Уральской консерватории.

Поэма «Памяти великого композитора», посвященная Д. Шостаковичу, и Каприччио «Радость по поводу найденного гроша», адресованное С. Прокофьеву, составляют концертный диптих «Корифеям» для скрипки с большим симфоническим оркестром, созданный в 2003 году. Эти адресаты неслучайны – наследие советских классиков было той почвой, на которой «вырос» стиль композитора. Пьесы представляют собой переработку второй и третьей частей его ранней сонаты для скрипки и фортепиано, написанной еще в стенах консерватории. Практически весь музыкальный материал лирической, глубинно-личностной Поэмы вырастает из начального квинто-квартового мотива скрипки, претерпевая образную трансформацию и достигая драматической кульминации. Оптимистичное Каприччио с его четким ритмом, быстрым темпом и ясной гармонией находится на противоположном эмоциональном полюсе, и если первая тема близка образу Меркуцио, вторая отчетливо напоминает одну из тем прокофьевской Джульетты. «Что же касается подзаголовков, содержащих аллюзии с известными классическими образцами (в первом случае – с трио П. Чайковского, во втором – с бетховенским рондо), то в них, очевидно, заключена дополнительная интрига», – сообщает автор, предлагая вдумчивому слушателю ее разгадать