Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Новая музыка: композиторы на Радио Культура

10.02.2022

Продолжается совместный проект Союза композиторов России и Радио Культура "Новая музыка", в котором современные композиторы рассказывают о том, как они пишут музыку, что ими движет, что дает им вдохновение.

Слушайте передачу каждый четверг в 11.30 на 91,6 FM

Гость сегодняшней передачи - композитор Ольга Викторова. Ее отличает владение самыми разнообразными музыкальными стилями, направлениями, техниками и умение находить неординарные, авторские звуковые решения в каждом новом произведении. Работая преимущественно в инструментальных, симфонических и камерных жанрах, Викторова постоянно экспериментирует – как с самим музыкальным материалом, так и с исполнительским составом, сюжетом и концепцией, что отражается в своеобразных, всегда оригинальных названиях ее сочинений. Неизменно важную роль играет тембр – каждый звук в ее партитурах имеет свое значение, что требует от исполнителей высокого мастерства.
При всей сложности музыка Викторовой производит впечатление «открытой» слушателю, она легко воспринимается и по большей части наполнена светлым мироощущением. Композитор окончила Ленинградскую консерваторию в классе профессора Бориса Арапова, в настоящее время преподает в Уральской консерватории и активно участвует в музыкально-общественной жизни, координируя проекты, связанные с современным искусством.


Пьеса «Птицы начинают волноваться за 10 минут до восхода солнца» (2013) для двух скрипок и симфонического оркестра продолжает развитие орнитологической темы в музыкальном искусстве, популярной еще со времен барокко, а в XX веке ярко воплотившейся в сочинениях О. Мессиана, Э. Денисова, П. Васкса (у самой Викторовой есть также «Волшебные птицы Фунг Хоань» для скрипки соло). На создание пьесы оказал влияние «Трактат о ритме, цвете и орнитологии» О. Мессиана – в частности, его идея о том, что птицы являются посланниками Бога. Направляя внимание слушателя, название композиции приглашает его к медитативному растворению в атмосфере прохладного утреннего тумана и встрече нового дня. Сочинение насыщено красочной звукоизобразительностью, воплощенной в мастерски подобранных тембровых находках – в отдельных интонациях деревянных духовых инструментов легко угадываются фиоритуры живых птиц. Солирующие же скрипки скорее воплощают птиц фантастических, а «неземной» тембр вибрафона придает всему звучанию магический оттенок. В остро-ритмизованном эпизоде звукоизобразительность отходит на второй план – словно вся природа подчиняется единому мистическому танцу, который выливается в эпическую кульминацию, вызывающую ассоциации с подъемом солнца на фоне птичьего гвалта. Мягкие изысканные гармонии струнных, поддержанные торжественными литаврами, вызывают ощущение золотых солнечных лучей, широко разливающихся по земле и постепенно заполняющих все пространство.