20.01.2022
По мнению большинства слушателей, новая музыка – небольшой герметичный мир. В совместном проекте Союза композиторов России и Радио Культура "Новая музыка" современные композиторы рассказывают о том, как они пишут музыку, что ими движет, что дает им вдохновение
Слушайте передачу каждый четверг в 11.30 на 91,6 FM
Гостем сегодняшней передачи стал Виктор Екимовский. Композитор, музыковед и музыкально-общественный деятель.Он имеет репутацию «неукротимого новатора» и сторонника экспериментов. Он — один из самых исполняемых современных композиторов и один из виднейших представителей отечественной композиторской школы, сформированной в конце XX столетия и продолжающей активную деятельность в XXI веке. Произведения композитора пользуются широким признанием российской и зарубежной публики.
Композиция 83 Виктора Екимовского «Бирюльки» создана в 2001 году.
Бирюльки – старинная русская игра с маленькими точеными фигурками («бирюльками»), которые надо доставать крючком из кучки одну за одной, не задевая других. «Играть в бирюльки» – в переносном смысле означает заниматься пустяками.
В сочинении 24 маленькие пьесы, идущие без перерыва, но складывающиеся в три большие части и имеющие условные подназвания:
1. Небытие. 2. Рождение. 3. Первые шаги. 4. Игры. 5. Надежды. 6. Уверенность. 7. Успехи. 8. Увлечения. 9. Любовь. 10. Страсть. /// 11. Трудности. 12. Противостояния. 13. Конфликты. 14. Борьба. /// 15. Неудачи. 16. Разочарования. 17. Неуверенность. 18. Отчаяние. 19. Безысходность. 20. Усталость. 21. Смирение. 22. Предчувствия. 23. Уход. 24. Небытие.
Сюжетная канва – внешняя сторона, хотя в каком-то смысле и путеводная. Как пишет сам автор, «вся музыка – фактурная, т. е. шесть инструментов либо вертятся комплексом вместе, либо делятся на группы (3 + 3), либо выступают в имитациях и т. п. Тематизма, в сущности, нет, он и не предусматривается (за исключением соло флейты в № 19, да это и не совсем тематизм). Техника – смесь алеаторики с метричными фрагментами, плюс элементы репетитивного минимализма. Имеются также аллюзии на сериальность (но не строго: скорее принцип неповторяемости 12 тонов). Разбивка на 24 пьесы полуфиктивная, но базис – три большие части, как по программе: 1–10, 11–14, 15–24. Суть: смешать дуракаваляние с насущными проблемами – вся наша жизнь состоит из того и из этого в симбиозе».
Исполняют солисты ансамбля «Студия новой музыки»: Марина Рубинштейн, флейта; Анастасия Табанкова, гобой; Никита Агафонов, кларнет; Екатерина Фомицкая, скрипка; Екатерина Маркова, альт; Ольга Галочкина, виолончель.