Союз Композиторов России

Всероссийская общественная организация

uc@unioncomposers.ru

+7 (495) 629-52-18

Краткость – сестра успеха

Краткость – сестра успеха

Одним из самых значительных событий 2018 года в творческой жизни нашей страны стал Первый Всероссийский конкурс композиторов Avanti. Он получил поддержку Фонда президентских грантов, организаторами выступили Союз композиторов России и Российский музыкальный союз. Солидные денежные премии, гала-концерт лауреатов в Малом зале Московской консерватории, запись этого концерта и дистрибуция ее по всему миру фирмой «Мелодия», выпуск сочинений лауреатов в издательстве «Композитор» (Москва), широкое освещение события в СМИ – важные признаки мероприятия высшего статуса. Но не главные. Подлинная ценность конкурса – в его творческих открытиях, об одном из которых пойдет речь сегодня. Психологи отмечают, что сознание современного человека все больше становится «клиповым», т.е. воспринимающим действительность как череду ярких и часто не связанных между собой образов. Не вдаваясь в споры о положительных и отрицательных сторонах этого явления, отмечу, что тенденция к предельной информационной концентрации «месседжа» любого вида началась давно, ее темп только увеличивается.

Современные композиторы теперь не пишут длинных опер и симфоний, не растекаются в длиннотах (исключение – некоторые «минималистские» сочинения, где имеет место компенсация со стороны «первоклассной длины» скаредной ограниченности вовлекаемых в формообразование средств). Ускорение темпа жизни и частоты всех ее процессов обнажили главный, колоссальный по важности ресурс человечества: время.

Искусство, традиционно предчувствующее события реального мира, ярко и щедро воплотило тенденцию краткости и информационной емкости.

Подобно тому, как дороговизна земли вынуждала строителей возводить небоскребы, так «дороговизна» времени заставляет композиторов предельно лаконично, точно, эмоционально и драматургически концентрированно излагать свой замысел.

Популярность жанра прелюдий и вообще миниатюр в ХХ веке и в наши дни – лишь один из примеров.

В центре публикации журнала "Piano Forum" – фортепианный цикл «Афоризмы» нижегородского композитора Карины Барас (I премия в номинации «Сольное инструментальное сочинение»), яркое проявление описанной тенденции. По словам автора, произведение было написано в 2006 году на одном дыхании, в течение недели. Появление этого своеобразного жанра в творчестве Барас не случайно: «С детства настольными книгами всегда были афоризмы мыслителей», – говорит она.

Подобно тому, как афористическое высказывание обозначает лишь верхушку смыслового айсберга, так пьесы в цикле Барас указывают пути в неповторимые миры смыслов и чувств. Указывают, но не ведут слушателя вглубь, переключая его сознание на контрастные предложения. В принципе, краткие «Афоризмы» требуют после себя тишины, ибо остаются резонировать в сознании, вызывая зримые образы и аффекты. Сочинение не имеет общей драматургии, пьесы могут быть исполнены в любом порядке. Более того, исполнитель сам может формировать из 20 миниатюр небольшие циклы, становясь в некотором роде соавтором произведения.

Каждый афоризм Барас непредсказуем и уникален как в сюжетном, так и в формообразующем развитии. Смены настроений, образов, повороты драматургических линий предугадать невозможно, оттого внимание слушателя мгновенно погружается в процесс становления композиций и не отключается ни на мгновение. Сюжетная насыщенность пьес столь значительна, а их образы столь рельефны, что требуют от исполнителя особой артистичности.

Здесь (как это часто бывает) перед исполнителем не возникает задачи додумывать и пытаться восполнить концептуальные «пустоты». Их нет. Стилистика музыкального языка не устремлена к декларации революционной новизны. И, тем не менее, она индивидуализирована и имеет узнаваемую печать авторского письма.

Первый номер цикла сразу обозначает специфику всего сочинения. На трех нотных строчках и в 35 секундах звучания собралась целая «компания» колоритных образов: здесь и зловещий, фатальный набат, и статичные, жутковатые, будто выжидающие гармонии, и гротескная скерцозность, и неожиданное появление в конце нового – с оттенком «безуминки» – образа.

В то же время следующая миниатюра является цельной по характеру – мягкому, словно уговаривающему кого-то. Токкатный и энергетически концентрированный склад четвертого афоризма не покидает авансцену звучания. Довольно примечательна пятая миниатюра, в которой взаимодействуют два образа: размеренный, несколько неуклюжий «увалень» в басах и нервная, скерцозная, «ртутная» мелодия в верхнем регистре.

Ключ к понимаю драматургии пьесы лежит в ритмическом строении обеих мелодий (которые в одновременности почти не совпадают друг с другом) и в том, что мелодика басового регистра остается почти неизменной (в отличие от верхнего – изменчивого и непредсказуемого).

Характер восьмой пьесы определяет «азартное» остинато в басах, и в целом миниатюра имеет оттенок «джазовости», несмотря на свое острое интонационное наполнение.

Драматургия девятого афоризма складывается из резкого контраста двух элементов: спокойных, невероятно красочных, теплых и пряных гармоний, которые, словно раскрывающиеся лепестки ароматного цветка, замирают в восходящем движении, – и резких, подчеркнуто диссонирующих, пульсирующих аккордов. При должном артистизме исполнителя – весьма эффектная миниатюра.

Пьеса № 11 – единственная, в которой автор применяет нетрадиционные способы звукоизвлечения: постукивания по инструменту. Отмечу: в отличие от многих примеров подобного, в данном случае удары о корпус рояля органично вплетаются в сюжетную линию пьесы и, главное, в ее акустическое естество, пронизанное острым пунктирным ритмом.

Исполнителям, для которых важна виртуозная сторона музыки, рекомендуем весьма эффектный № 12. Небольшая пьеса на пару страниц предельно насыщена энергетикой, силовыми линиями, устремлением к кульминационным вершинам. Диапазон ее фактурных «разлетов» охватывает почти все регистры фортепиано. Далее выделяется Афоризм № 15 – островок гармонии, покоя и созерцательности, упоительного любования обертональными биениями полных терпкости созвучий.

Известен музыкальный мем: «Писать о музыке – то же самое, что танцевать об архитектуре». Легче рассказывать о музыке малоидейной, нежели о содержательной и эмоциональной, как «Афоризмы» Карины Барас, ибо в них беспрестанно открываются

все новые грани смыслов и оттенки образов. Редакция предлагает исполнителям сделать это сочинение частью своего творческого опыта, который, несомненно, будет ярким и счастливым.

Павел Левадный
Пианист, композитор, педагог. Член Союза композиторов РФ. Научный секретарь Гильдии музыкознания Российского музыкального союза. Ответственный секретарь Союза композиторов России.