Вахтель Лариса Викторовна
Л.В. Вахтель родилась 30 мая 1969 года в г. Воронеж. Окончила с отличием Воронежское музыкальное училище (1988) по классу специального фортепиано В.С. Волкова, затем Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Г.Б. Гордона, 1993). Многосторонне одаренный музыкант, сочетающий концертную, научно-педагогическую, административно-организаторскую, общественно-просветительскую, лекторскую и публицистическую деятельность.
Как солистка-пианистка регулярно выступает на различных концертных площадках Воронежа (в том числе – с Академическим симфоническим оркестром филармонии исполнила концерты Й. Гайдна, В. Моцарта, Э. Грига, Ф. Листа, К. Сен-Санса, С. Рахманинова, М. Носырева), гастролирует в городах России и за рубежом. В высшей школе музыки г. Любека записан ее сольный компакт-диск. В рамках международного фестиваля Ж. Оффенбаха выступала совместно с берлинским виолончельным квартетом и солисткой Ш. Хаатцель в доме-музее Бетховена в Бонне за инструментом композитора.
С 1995 года в воронежском Доме актера Лариса Вахтель ежемесячно проводит музыкально-просветительские концерты и тематические вечера в рамках созданного ею клуба «Вариации с фортепиано». Она активно пропагандирует академическое искусство в качестве солистки, концертмейстера и ведущей совместно с солистами Оперного театра, артистами Филармонии, актерами Академического театра драмы им. А.В. Кольцова. Почти за два десятилетия ею осуществлены постановки около двухсот различных программ. В их числе – многочисленные сольные фортепианные концерты – «К 200-летию Ф. Шопена: фортепианное наследие композитора», «Осень над Веной: сонаты Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена», «Впечатления из Бонна: сочинения Р. Шумана и Л. Бетховена», «Из хорошо темперированного клавира И. Баха», «Лики рояля: от И. Баха до А. Украинского». В рамках клуба стали традиционными ежегодные «Рождественские концерты», музыкальные спектакли с участием актрисы Виктории Стеганцевой, к которым пианистка специально создала фортепианные аранжировки («Обращение к душе», «В песнях вам себя оставила» из песен Веры Матвеевой, «Из репертуара звезд русской эстрады», «Трилогия любви», «Свет рождества»), выставки-встречи с воронежскими художниками («Истории портретов» с Евгением Щегловым, «Хрустальная гармония» с Людмилой Проскуриной, «Книжные иллюстрации» с Натальей Коньшиной). Запомнились слушателям и оригинальные музыкально-поэтические композиции «Хочешь знать, что такое Россия» с участием солистов Оперы Елены Петриченко, Алексея Ткачева и заслуженного артиста РФ Евгения Слепых, «Напевом скрипка чарует» в исполнении солистки филармонического оркестра Анны Пожарской и заслуженного артиста РФ Евгения Малишевского, «Душой в Неаполь я стремился» с участием Михаила Лобаса и профессора ВГАИ гитариста Сергея Корденко, «О, память сердца!», «Мою судьбу любовь предначертала» в исполнении заслуженного артиста РФ Игоря Денисова. Свой вклад в станицы истории клуба внесли многочисленные вечера, посвященные творчеству С. Рахманинова, П. Чайковского, Р. Шумана, П. Виардо, в которых свое исполнительское мастерство запечатлели солисты воронежской оперы Елена Князева, Александра Добролюбова, Кирилл Афонин, Олег Гурьев, гитарист Сергей Урюпин (Москва). В разное время гостями клуба «Вариации с фортепиано» были профессора Российской академии музыки имени Гнесиных Григорий Гордон, Игорь Никонович, представители русской православной церкви отец Георгий Кочетков (Москва) и Геннадий Рязанцев (г. Липецк), поэты Галина Умывакина, Виктор Батраченко, Владимир Шишигин и многие другие. Целый ряд тематических вечеров в цикле «Вариации с фортепиано» привлек внимание воронежцев – «Знаменитые немецкие фамилии в Воронеже» с участием представителей немецкой диаспоры, «Интерлингвы», «Общества немецкого языка», студентов ВГУ и ВГПУ; «Поэзия учителей», вкотором объединились профессора и студенты разных вузов и звучали стихотворения В. Сластенина, В. Лещинского, С. Сердюка, В. Плутеса.
Л.В. Вахтель, будучи с 2006 года членом Союза композиторов России, в воронежском Доме композиторов организовала развернутый творческий проект – цикл концертов «Композитор и исполнитель», направленный на пропаганду современной музыки, постижение закономерностей и глубинных основ интерпретации музыкального сочинения. Помимо произведений мировой классики ее обширный репертуар включает свыше ста сочинений воронежских композиторов, исполнение которых, в большинстве случаев, являлись премьерными. Особый отклик вызвало первое исполнение пианисткой в Воронеже «Сонатины» и флейтового «Ноктюрна» Михаила Носырева, фортепианной фантазии Александра Украинского «О России с любовью и болью» и миниатюры «Подснежник», вокального цикла композитора «На разных полюсах земли» на стихи Г. Умывакиной, фортепианных пьес Сергея Волкова «Звоны» и Бориса Выросткова «Колыбельная», сонаты-фантазии Елизаветы Ткачевой «Джордано Бруно» и пьес из ее цикла «Древнегреческие истории» и многое другие. Будучи с 1995 года постоянным участником Выездных Секретариатов и фестивалей Союза композиторов, Л.В. Вахтель осуществила премьеру фортепианных сочинений Александра Локшина и Александра Розанова.
С 2011 года Л.В. Вахтель работала в должности заместителя председателя, а с 2012 года – избрана Председателем правления воронежской региональной организации Союза композиторов России. Является организатором ежегодных фестивалей современной музыки в Воронеже «Созвучие», юбилейного фестиваля «От сердца к сердцу», а также «С любовью к жизни, посвященного столетию Т.Н. Хренникова» и других. Она регулярно освещает деятельность клубов и творческие достижения Союза композиторов в телевизионных и радиопередачах различных воронежских каналов, выступает в прямом эфире. С 2011 года входит в состав Секции критиков при воронежском Доме актера.
Л.В. Вахтель читает лекции и ведет курсы по разным дисциплинам в ВГПУ и ВГАИ: специальное фортепиано, концертмейстерский и камерный классы, музыкальная психология, педагогика и психология высшей школы, история художественной культуры. Является председателем госкомиссии в Белгородском госуниверситете, членом диссертационного совета в Курском госуниверситете. Ей принадлежат около 80 научных публикаций в области музыкального искусства, педагогики и музыкальной психологии, 10 монографий (в числе которых – «Психологическая концепция формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности» /Воронеж/, «Индивидуальный стиль музыкально-исполнительской деятельности» /Lambert, Германия/, а также несколько учебных и учебно-методических пособий). Автор публикаций, посвященных событиям и персоналиям культуры, международным контактам в периодических изданиях. Постоянный участник ведущих международных конференций в области психологии творчества и музыкального образования, крупных международных акций («Год Германии в России», «Дни Германии в Воронеже», «Объединенная Германия единая Германия?» и другие).
Деятельность Л.В. Вахтель отмечена нагрудным знаком Управления культуры и туризма Воронежской области «За заслуги»; благодарственными письмами: председателя Союза театральных деятелей России и Воронежского регионального отделения СТД РФ, дирекции Воронежского радио и телевидения, руководства вузов России (Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Вологодский госпедуниверситет, Костромской госуниверситет, Самарский госпедуниверситет, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, Воронежский госпедуниверситет); Почетной грамотой Администрации ГО г. Воронежа.
Председатель Правления Воронежской региональной организации «Союз композиторов России» (с 2012), музыковед, член Союза композиторов России (2006), профессор Воронежского государственного педагогического университета и Воронежской государственной академии искусств, доктор психологических наук (2010); член Всероссийской гильдии пианистов-концертмейстеров
Лауреат всероссийских и дипломант международного конкурсов пианистов (Вологда, 2001; Кострома, 2002; Санкт-Петербург, 2002),
Участница международных музыкальных фестивалей (Бад-Эмс, Бонн, 2004, Санкт-Петербург, 2008; Ивановка, 2010; Освенцим, 2010; Москва, 2011; Воронеж 1993–2013)
Статьи в журналах, рецензируемых ВАК РФ:
1. Вахтель, Л.В. Психолого-педагогические аспекты музыкально-исполнительской деятельности студента // Известия Самарского научного центра РАН . — 2004. — № 1. — С. 25-33.
2. Вахтель, Л.В. Модель формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента // Вестник университета (Государственный Университет Управления). — 2008. — № 7. — С. 43-46.
3. Вахтель, Л.В. Категория «этнокультурный стиль музыкально-исполнительской деятельности студента» // Известия Волгоградского Государственного Педагогического Университета. — 2008. — № 9. — С. 115-120.
4. Вахтель, Л.В. Психолого-педагогические условия формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — № 10. — С. 271-278.
5. Вахтель, Л.В. Формирование этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности в современном образовательном пространстве // Вестник Тамбовского Государственного Университета. — 2008. — № 10. — С. 168-177.
6. Вахтель, Л.В. Этнокультурные стили спортивной и музыкально-исполнительской деятельности // Культура физическая и здоровье. — 2008. — № 3 (17). — С. 69-73.
7. Вахтель, Л.В. Эмпирическое исследование формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента // Вестник университета (Государственный Университет Управления). — 2008. — № 10 (45). — С. 43-46.
8. Вахтель, Л.В. Теоретические положения этнокультурно-стилевого подхода к музыкально-исполнительской деятельности студента // Мир образования — образование в мире. — 2008. — № 4 (32). — С. 283-294.
9. Вахтель, Л.В. Этнокультурные смыслы исполнительского стиля // Музыкальная академия. — 2008. — № 1. — С. 168-171.
10. Вахтель, Л.В. Механизм волевого включения исполнителей в процесс интерпретации музыкального сочинения // Вестник Тамбовского Государственного Университета. — 2009. — № 9. — С. 353-358.
11. Вахтель, Л.В. Психологические аспекты интерпретации произведения искусства // Мир психологии. — 2009. — № 3. — С. 257-265.
12. Вахтель, Л.В. Этнокультурное развитие молодежи как основа интеграции славянских культур. — Македония-Тамбов, 2010. — С. 65-70.
13. Вахтель, Л.В. Психологическое исследование этнокультурного развития студентов-музыкантов // Известия Смоленского государственного университета. — 2011. — № 1. — С. 106-114.
14. Вахтель, Л.В. Художественное и психическое в структуре этнокультурного стиля музыканта-исполнителя // Искусство и образование, 2012. — № 1. — С. 112-120.
15. Вахтель, Л.В. Особенности духовно-нравственной сферы студентов с разным уровнем самоактуализации / А.И. Юрьев // Акмеология, 2013. — № 3 (47). — С. 130-131.
16. Вахтель, Л.В. Исследование духовно-нравственной сферы студентов с разным уровнем самоактуализации / А.И. Юрьев // Акмеология, 2013. — № 4 (48). — С. 115—123.
Монографии и учебные пособия:
17. Вахтель Л.В. Подготовка психолога к деятельности в системе музыкального образования // Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики : коллективная монография. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2002. — С. 270—274.
18. Вахтель, Л.В. Индивидуальный стиль музыкально-исполнительской деятельности студента : монография / Л.В. Вахтель. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2004. — 134 с.
19. Вахтель, Л.В. Психология и педагогика музыкально-исполнительской деятельности : учебное пособие / Л.В. Вахтель, Н.И. Вьюнова, М.А. Харченко. — Воронеж, 2005. — 200 с.
20. Вахтель, Л.В. О возможностях реализации этнокультурного подхода в профессиональном обучении психологов // Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности : коллективная монография. — Воронеж, 2007. — С. 284-295.
21. Вахтель, Л.В. Этнокультурный стиль музыкально-исполнительской деятельности студента : монография. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2008. — 320 с.
22. Вахтель, Л.В. Этнокультурно-стилевой подход к музыкально-исполнительской деятельности студентов : монография. — М. : Издательский дом «АТИСО», 2008. — 233 с.
23. Вахтель Л.В. Формирование профессионально-педагогических компетенций у студентов-практикантов: реалии и перспективы // Педагогическая практика в классическом университете: коллективная монография. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2008. — С. 55-72.
24. Вахтель, Л.В. Психологическая концепция формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студентов : монография. — Воронеж, 2009. — 280 с.
25. Вахтель, Л.В. Теоретические основы этнокультурного развития студентов / Психология высшей школы: коллективная монография — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2011. — С. 102-135.
26. Индивидуальный стиль музыкально-исполнительской деятельности : психологическая характеристика и модель формирования. — LAMBERT Academic Publishing, 2011. — 182 с.
Научные статьи и тезисы:
27. Вахтель, Л.В. Опыт интерпретации музыкального сочинения в современной фортепианной педагогике // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 9 / под ред. А.С. Петелина. — Воронеж, 2000. — С. 25-29.
28. Вахтель, Л.В. Интерпретация современной музыки в классе рояля. М. Носырев. Сонатина для фортепьяно ми-бемоль мажор // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 11. — Воронеж, 2001. — С. 97-105.
29. Вахтель, Л.В. Переосмысление традиций интерпретации музыкального сочинения как основа формирования индивидуального стиля деятельности студента-исполнителя // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 12. — Воронеж, 2002. — С. 81-85.
30. Вахтель, Л.В. Понятие индивидуального стиля деятельности в контексте психологической концепции деятельности // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 13. — Воронеж, 2002. — С. 22-29.
31. Вахтель, Л.В. Принципы изучения индивидуального стиля деятельности // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 13. — Воронеж, 2002. — С. 74-77.
32. Вахтель, Л.В. Механизм волевой регуляции в функционировании «базового исполнительского комплекса» // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 14. — Воронеж, 2002. — С. 27-41.
33. Вахтель, Л.В. К вопросу о музыкальных способностях // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 15. — Воронеж, 2002. — С. 28-32.
34. Вахтель, Л.В. Методологические основы интерпретации музыкального сочинения // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 15. — Воронеж, 2002. — С. 45-56.
35. Вахтель, Л.В. Познавательные и духовные способности в системе индивидуального стиля деятельности студента-исполнителя // Теория и практика образования: история и современность : сб. науч. тр. Вып. 11. — Липецк, 2002. — С. 245-252.
36. Вахтель, Л.В. Понятие и функции индивидуального стиля деятельности студента-исполнителя / М.А. Харченко // Вестн. науч. сессии факультета философии и психологии Воронежского гос. ун-та. Вып. 4. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2002. — С. 99-101.
37. Вахтель, Л.В. Характеристика индивидуальности в стиле деятельности студента-исполнителя // Модернизация системы образования в сфере культуры и искусства : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. — Тамбов, 2002. — С. 294-303.
38. Вахтель, Л.В. Традиции интерпретации музыкального сочинения в современной фортепианной педагогике // Преемственность традиций классического музыкального образования молодежи в XXI век : мат-лы науч.-практ. конф. — Кострома, 2002. — С. 34-36.
39. Вахтель, Л.В. Специфика личностно-деятельностного подхода в современной музыкальной педагогике // Историко-педагогическое наследие П.Ф. Каптерева и проблемы современного образования : мат-лы Рос. науч.-практ. конф. — Воронеж, 2002. — С. 38-43.
40. Вахтель, Л.В. Этапы изучения, структура и функции индивидуального исполнительского стиля студента музыкально-педагогического вуза // Профессиональное педагогическое образование: сб. науч. тр. Вып. 3. — Воронеж, 2003. — С. 65-70.
41. Вахтель, Л.В. Модель формирования индивидуального стиля деятельности студента-исполнителя педагогического вуза // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. науч. тр. Вып. 16. — Воронеж, 2003. — С. 64-81.
42. Вахтель Л.В. Формирование индивидуального стиля исполнительской деятельности студента в контексте интегративно-дифференцированного подхода // Интеграция наук в системе художественного образования : мат-лы междунар. конф. — Воронеж, 2003. — С. 13-16.
43. Вахтель, Л.В. К вопросу об одномерном шкалировании в музыкальной и педагогической психологии / М.А. Харченко // Интеграция наук в системе художественного образования : мат-лы междунар. конф. — Воронеж, 2003. — С. 81-84.
44. Вахтель, Л.В. Формирование индивидуального стиля исполнительской деятельности студента в контексте интегративно-дифференцированного подхода // Интеграция наук как методологический феномен художественного образования : мат-лы междунар. научн.-практ. конф. — Воронеж, 2003. — С. 12-14.
45. Вахтель, Л.В. Формирование индивидуального стиля исполнительской деятельности студента музыкально-педагогического вуза как инновационный процесс // Профессиональное образование преподавателя: традиции и инновации : мат-лы межрегион. науч.-методич. конф. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2003. — С. 173-176.
46. Вахтель, Л.В. Экспериментальное исследование формирования индивидуального стиля деятельности студента музыкально-педагогического вуза / Л.В. Вахтель, Н.И. Вьюнова, М.А. Харченко // Ученые записки. Серия: психолого-педагогические науки. — Курск : Изд-во Регион. открытого социальн. ин-та, 2003. — С. 33-48.
47. Вахтель, Л.В. Деятельностная природа формирования индивидуального музыкально-исполнительского стиля студента // Художественно-эстетическая подготовка будущего учителя в системе непрерывного педагогического образования : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. — Липецк : Липецкий гос. пед. ун-т, 2004. — Ч. 1. — С. 66-70.
48. Вахтель, Л.В. Основы специального курса «Психология исполнительской интерпретации музыкального сочинения» // Проектирование профессиональной подготовки учителей творческих специальностей в условиях модернизации педагогического образования : мат-лы межвуз. науч.-прак. конф. — Воронеж, 2004. — С. 28-32.
49. Вахтель, Л.В. Воспитание психологической культуры музыканта // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста : мат-лы Пятой межрегион. науч.-практ. конф. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2005. — С. 168-171.
50. Вахтель, Л.В. Индивидуальный музыкально-исполнительский стиль как выражение модального и маргинального // Композитор и фольклор: взаимодействие предустановленных и импровизационных факторов музыкального формообразования : мат-лы Всеросс. науч.-прак. конф. — Воронеж : Воронеж. гос. академия искусств, 2005. — С. 202-204.
51. Вахтель, Л.В. Психологическое измерение творчества // Вестник научной сессии факультета философии и психологии Воронежского гос. ун-та. Вып. 7 Воронеж, 2005. — С. 83-87.
52. Вахтель, Л.В. Средства исполнительской интерпретации музыкального сочинения // Известия Воронежского гос. пед. ун-та «Музыка». Вып. 356 . — Воронеж, 2005. — С. 41-48.
53. Вахтель, Л.В. Творческая активность студента как фактор формирования педагогического стиля // Педагогическая практика в системе подготовки преподавателя в классическом университете : мат-лы городского науч.-прак. семинара. — Воронеж, 2005. — С. 38-40.
54. Вахтель, Л.В. Использование средств музыки для формирования адекватной самооценки детей младшего школьного возраста // Вестник научной сессии факультета философии и психологии Воронежского гос. ун-та. Вып. 9. — Воронеж, 2007. — С. 92-99.
55. Вахтель, Л.В. Психологическое исследование образов, возникающих при восприятии музыки композиторов различных национальных школ // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки : сб. научн. тр. Вып. 27. — Воронеж, 2007. — С. 67-75.
56. Вахтель, Л.В. Этнокультурные универсалии образовательной среды вуза // Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях : мат-лы междунар. науч.-прак. конф. — Воронеж, 2008. — С. 87-91.
57. Вахтель, Л.В. По следам отчужденного «Я» // Филологические записки. — 2008. — Вып. 27. — С. 280-285.
58. Вахтель, Л.В. Этнокультурный стиль музыкально-исполнительской деятельности студента как интегративная категория / Н.И. Вьюнова // Проблемы и перспективы развития художественного профессионального педагогического образования : мат-лы всеросс. науч.-прак. конф. — Самара, ПГСГА, 2009. — Часть 1. — С. 3-9.
59. Вахтель, Л.В. Теоретические направления музыкально-исполнительской деятельности студентов /Н.И. Вьюнова // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении : сб. научн. ст. Вып. 2. — Воронеж, 2009. — С. 228-239.
60. Вахтель, Л.В. Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях : мат-лы междунар. научно-практической конф.,— Воронеж, Воронеж. гос. ун-т, 2010. — Часть 1. — С. 114-117.
61. Вахтель, Л.В. Психологические закономерности формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студентов // Проблемы и перспективы развития художественного профессионального педагогического образования : мат-лы всеросс. научно-прак. конф. — Самара, 2010. — Часть 1. — С. 23-30.
62. Вахтель, Л.В. Психологический ракурс изучения категории «образ мира» // Проблемы воспитания в образовательном процессе современного вуза: материалы междунар. науч.-прак. конференции. Ч. 1. — Воронеж : ВГУ, 2011. — С. 57–62.
63. Вахтель, Л.В. Этнокультурные аспекты высшего профессионального образования // Высшее образование в изменяющемся обществе : мат-лы междунар. науч.-прак. конф. — Москва, НОУ ВПО Столичная финансово-гуманитарная академия, 2011. — С. 96-100.
64. Вахтель, Л.В. Воспитание психологической культуры в учебно-профессиональной деятельности музыкантов // Проблемы воспитания в образовательном процессе вуза : мат-лы междунар. научно-практической конф. — Воронеж, Воронеж. гос. ун-т, 2011. — С. 124-128.
65. Вахтель, Л.В. Сущность психологической культуры современного учителя музыки // Психология образования в ХХ1 веке: теория и практика : мат-лы междунар. научно-прак. конф. — Волгоград, ВГСПУ, 2011. — С. 406-408.
66. Вахтель, Л.В. Проблемы этнокультурного развития преподавателей в современном образовательном пространстве вуза // Психолого-педагогическая эффективность преподавателя высшей школы как фактор развития современного профессионального образования: мат-лы всеросс. научно-прак. конф. — Воронеж, ВГУ, 2012. — С. 87-92.
67. Вахтель, Л.В. Теоретические основы этнокультурного развития в системе музыкального образования (тезисы) // Психолого-педагогическая эффективность преподавателя высшей школы как фактор развития современного профессионального образования: мат-лы всеросс. научно-прак. конф. — Воронеж, Воронеж. гос. ун-т, 2012. — С. 236-244.
68. Вахтель, Л.В. Особенности психологической культуры музыкантов-исполнителей // Пятый Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» научные мат-лы. — Москва, 14-18 февр. 2012. — С. 360-361.
69. Вахтель, Л.В. Формирование этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности как инновационный процесс // мат-лы научно-практической конф. — Белгород, 2013. — С. 136-144.
70. Вахтель, Л.В. Этнокультурная компетентность субъектов образовательного процесса // мат-лы всеросс. научно-прак. конф., посвященной В.А. Сластенину. — Белгород, 2013. — С. 46-52.
Учебно-методические пособия и программы:
71. Вахтель, Л.В. Психология творчества // Программы учебных дисциплин по специальности 020400 (030301) Психология. Дисциплины специализаций. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2005. — С. 197-209.
72. Вахтель, Л.В. Специальная практика в вузе : учебно-методическое пособие. — Воронеж, 2005. — 60 с.
73. Вахтель, Л.В. Исполнительская интерпретация музыкального сочинения : учебно-методическое пособие. — Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2005. — 22 с.
74. Вахтель, Л.В. Психология творчества : учебно-методическое пособие. — Воронеж, 2006. — 32 с.
75. Вахтель, Л.В. История художественной культуры : учебно-методическое пособие / Л.В. Вахтель. — Воронеж, 2007. — 58 с.
76. Вахтель, Л.В. Художественно-творческий проект (методические рекомендации по подготовке к итоговому государственному междисциплинарному экзамену) Воронеж, 2011. — 44 с.
77. Вахтель, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение музыкально-исполнительской деятельности студентов (учебное пособие), Воронеж, 2012. — 154 с.
78. Вахтель, Л.В. Художественно-творческий проект (учебно-методическое пособие), Воронеж, 2013. — 60 с.
Из газетных публикаций
1. Л. Вахтель. Джаз — это музыка будущего // Воронежские вести. 26 апреля 1996. — № 16.
2. Л. Вахтель, Н. Тимофеев. «Я только пою» // Воронежские вести. 12 апреля 1990. — № 14.
3. Л. Вахтель. «Кто может сравниться…» // Воронежские вести. 14 февраля 1997. — № 7.
4. Л. Вахтель. Музыкантам нужен союз // Коммуна. — 2 декабря 2004.
5. Л. Вахтель. Призвание – учитель // Воронежский курьер. 17 апреля 2004.
6. Л. Вахтель. Представляя великую профессию // Молодой коммунар. 13 ноября 2004.
7. Л. Вахтель. Пламя сплетений // Молодой коммунар. 22.03.2005. — № 30.
8. Л. Вахтель. Длинной речи краткий смысл // Молодой коммунар. 18.03.2005. — № 29.
9. Л. Вахтель. Самая русская немка // Молодой коммунар. 13.01.2005. — № 2.
10. Л. Вахтель. «Фауст-симфония» и взгляд на мир // Молодой коммунар. 7.10.2005. — № 116.
11. Л. Вахтель. Общество немецкого языка в Воронеже // Молодой коммунар. 2005.
12. Л. Вахтель. В музыке не может быть застывших истин // Молодой коммунар. Июль 2006.
13. Л. Вахтель. Партитура «Созвучия» // Время культуры. Февраль 2012.
14. Л. Вахтель. Ее лучистые глаза (памяти Веры Теплитской) // Воронежский телеграф. Февраль 2013. — № 158.
Из публикаций о Л.В. Вахтель:
1. Асанина Ю. «В нее влюбляются, услышав…» // Воронежские вести. 5 апреля 1996. — № 31.
2. Лепендин П. Прекрасен ваш союз // Воронежский курьер. 21 апреля 2007. — № 44.
3. Верзилина Н. Вариации ее жизни // Воронежский курьер. 18 апреля 2006. — № 41.
4. Тимофеев Н. Русские идут // Воронежские вести. 16 июня 2004. — № 44.
5. Тимофеев Н. Вернулись лауреатами // Коммуна. 25 апреля 2001.
6. Вологда подарила Воронежу лауреатов // Воронежские вести. 25 апреля 2001. — № 3.
7. Тимофеев Н. Музыкальная ось Берлин – Воронеж // Воронежские вести. 29 августа 2001. № 64.
8. Носырева Э. За роялем Бетховена // Коммуна. 26 июня 2004. — № 97.
9. Носырева Э. Из Воронежа в Петербург // Коммуна. 2 февраля 2008. — № 16.
10. Спирина Л. Все уже было и все еще будет // Молодой коммунар. 1.04. 2008. — № 34.
11. Тимофеев Н. Шуману — от Ларисы… // Российская газета. 1 июля 2004. № 138.
12. Бельских Л. Встреча на Рейне // Молодой коммунар. 1.07.2004.
13. Шабунина К. Хрустальная гармония // Воронежский курьер. 22 марта 2008. — № 31.
14. Шалагина А. Концерт у камина // Коммуна. 23 октября 2012. — № 158.
15. Тимофеев Н. Лики рояля // Воронежские вести. 14 ноября 2001. — № 84.
16. Тимофеев Н. «О, память сердца!» // Коммуна. 26 февраля 2000. — № 36.
17. Купчихина И. Я в своей жизни ко всему готова : интервью с Ларисой Вахтель // Воронеж (городской еженедельник). 26 мая 2000. — № 11.
18. Фомина Е. Заключительный аккорд // Воронежский курьер. 7 февраля 2012. — № 13.
19. Шалагина А. Музыкальные приношения Тихону Хренникову // Коммуна. 31 мая 2013. —№ 75.
20. Лютая Р. Мир божий, полный творчества и благодарности // Молодой коммунар. 22.01.2005. — № 6.
21. Тимофеев Н. Возобновление «Вариаций с фортепиано» // Воронежские вести. 25 февраля 2004. — № 8.
22. Тимофеев Н. Возрождение традиций // Воронежские вести. 10 января 2001. — № 2.
23. «Ты гори, невидимое пламя» // Свет твой. Издание братства во имя Святителя Тихона Задонского. Январь 2008. — № 4.
24. Кравченко Е. Свет ее жизни // Молодой коммунар. 12.11.1996. — № 132.
25. Жарких Е. «Я ушла гулять по городу» // Инфа. 13 ноября 1996. — № 41.
26. Тимофеев Н. Романс забытый давних лет // Воронежские вести. 12 июля 1996. — № 26.
27. Тимофеев Н. Вариации с фортепиано // Воронежские вести. 25 февраля 2000. — № 8.
28. Луценко Е. И душа с душою говорит // Воронежские вести. 24.12.1996.