Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Сегодня день рождения Александра Чайковского

19.02.2021

Союз композиторов России присоединяется к голосам учеников Александра Владимировича Чайковского, которые поздравляют его с юбилеем.


Алексей Сюмак, композитор, лауреат «Золотой маски», преподаватель кафедры сочинения Московской консерватории

Первое что я сделал, когда поступил в консерваторию и узнал, что Александр Владимирович решил взять меня в свой класс, я очень внимательно стал изучать в музыкальном энциклопедическом словаре его творческую биографию и основные произведения. Меня очень обрадовал тот факт, что он автор большого количества опер, балетов, ораторий – всего того, что максимально меня интересовало, так как было связано с театром. Конечно же, мне сразу представилось, как меня за пять лет научат виртуозно сочинять оперы и балеты, в совершенстве разбираться в музыкальных и драматических спектаклях, мессах и ораториях, ну и в придачу концерты и симфонии тоже буду писать в свободное от работы время. Но А.В. Чайковский оказался непрост и коварен – он бросил меня на неприступную амбразуру, за которой скрывалась бездна Музыки и глубины ее мне страшно было даже вообразить в тот момент. И только спустя уже два десятка лет, я стал понимать мудрость и безупречность именно такого метода – очень тонко, почти хирургически, он указывал на мои просчеты, давал советы по организации материала, общей структуры и в то же время давал мне самое ценное, что может дать и привить педагог – свободу. Прежде всего свободу личного творческого высказывания. И сейчас, когда Александра Владимировича я могу уже уверенно назвать своим старшим другом, коллегой и товарищем, в его юбилей, хочется еще раз сказать спасибо ему и судьбе, благодаря которым я сейчас стал именно таким, каким, пожалуй, и мечтал стать. Ну а юбиляру – традиционно пожелать огромного, долгого и вдохновенного творческого пути, много-много благодарных, интересных учеников, и, главное, все такой же неиссякаемой веры в добро и любовь.

Вера Иванова, композитор, доцент кафедры композиции и теории музыки Chapman University (Калифорния)

Мне посчастливилось учиться у Александра Владимировича Чайковского в аспирантуре Московской консерватории, и, как это часто бывает, всю значимость Александра Владимировича я осознала после окончания своей учебы. Александр Владимирович – человек и композитор больших масштабов, который не разменивается на мелочный быт и музыкальный миниатюризм. Его сочинения, даже камерные, написаны крупным мазком, и в них всегда есть искреннее отношение к музыке и любовь к простым слушателям, которые отвечают ему взаимностью. Для меня есть два Чайковских – простой в общении, всепонимающий и всепрощающий учитель, открытый к музыке своих учеников, даже если они пишут в кардинально противоположном стиле, и Чайковский-композитор и общественный деятель, чьё обширное творчество и столь же обширная деятельность является неотъемлемой частью русской культуры. Как композитор, Александр Владимирович является несомненно наследником и продолжателем русской и советской композиторской школы, внёсший масштабный вклад практически во все музыкальные жанры, и особенно – в жанр оперы, воплотив на сцене такие разные образы как Иван Денисович (в «Одном дне Ивана Денисовича») и Альтист Данилов (в одноименной опере). Для меня именно эти два сочинения являются самыми знаковыми в творчестве Александра Владимировича – именно в них честность высказывания и внутренний мир композитора и личности Александра Владимировича раскрыт полностью и для профессиональных слушателей, и для простого зрителя. В заключение, хочется пожелать прекрасному композитору и педагогу «многия лета» и многих новых сочинений!

Вера Петрова, композитор, студентка 5 курса Московской консерватории

В классе Александра Владимировича всегда царит дружеская, почти семейная атмосфера. Интересно не только получить совет самой, но и послушать, что профессор говорит другим студентам. Александр Владимирович всегда делает меткие, ёмкие замечания, моментально охватывая сочинение целостным взглядом со стороны; с высоты своего опыта он может подсказать, как лучше выразить свою мысль, как выгоднее подать сочинение слушателю, но при этом никогда не ставит жестких рамок, не ограничивает нас, учеников, в наших творческих изысканиях.


Пётр Дятлов, композитор, студент 5 курса Московской консерватории

Театральная музыка и произведения концертного репертуара более всего притягивают мое композиторское воображение. Яркие сочинения мастера побуждают перенять способ выражения, найти резонанс с исполнительской мотивацией, ведь музыканты всегда находят в произведениях Александра Владимировича свой особый концертный «драйв». Яркий индивидуальный стиль, неповторимый авторский язык профессора показывают дорогу к успеху, позволяют понять, чего ждет от музыки публика, что интересно играть музыкантам-исполнителям. Преподавательский опыт и музыкантское чутье Александра Владимировича подчас творят чудеса: иногда достаточно одного штриха, одного краткого замечания, чтобы музыка молодого композитора зазвучала по-иному, более органично, более естественно.