Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Куда уводят фантазии композиторов

13.08.2020

Первый день «Читок» открылся лекцией петербургского композитора Владимира Раннева, а завершился индивидуальными занятиями с ним и с доцентом Московской Консерватории Ольгой Бочихиной. В центре, конечно, главное событие – собственно читки с листа участников Московского Ансамбля Современной Музыки (МАСМ). Играли пьесы молодых композиторов из разных городов России – Казани, Ростова-на-Дону, Саратова, Питера и Москвы.

Перед началом видишь в холле воодушевленные и улыбающиеся лица, слышишь профессиональные дискуссии и обсуждения – живая творческая и рабочая атмосфера. С другой стороны – чувство некоторого непонимания, возникающие в течение всего дня внутренние вопросы. Смотришь на лица молодых композиторов, наблюдая смену эмоций – от включенности и заинтересованности до непонимания и взволнованной неуверенности. Показалось интересным разобраться, что может вызывать эти чувства на таком большом и важном воркшопе по современной музыке, одном из немногих в России?

Роман Минц: «Я могу сказать не как музыкант, а как гражданин»

Скрипач МАСМ Роман Минц обычно дает комментарии по поводу приемов и исполнительских техник, но о сочинении «Житель Камчатки забил собутыльника табуретом» Вадима Генина не удержался и высказался о художественной, идейной составляющей произведения. Интересная, но довольно «жесткая» дискуссия по поводу этой пьесы вызвала размышления по поводу выбранных для исполнения пьес.

Сыгранные в первый день «Читок» сочинения молодых композиторов оказались очень разными – не только по стилю письма, но и по уровню. Наряду с профессиональными зрелыми произведениями прозвучало несколько ученических работ. Огромную разницу в уровне слышали и сами композиторы, и слушатели, подтверждал эти впечатления и дальнейший разбор музыкантами пьес. Возникает вопрос: корректно ли было приглашать композиторов с настолько разным уровнем, чтобы так наглядно показать эту разницу? Что получают от этого молодые авторы, которые еще только учатся овладевать классическими техниками, а не ищут свой путь в современной музыке? Возможно, у организаторов проекта были свои причины и особая концепция выбора, поэтому будет интересно побеседовать с ними об этом в следующие дни «Читок».

Но здесь есть и другой вопрос. Может ли вообще произведение прозвучать хорошо, если сыграно оно с листа и без репетиции с композитором? Какие-то сочинения – могут. В первый день прозвучало несколько пьес, авторы которых услышали их в профессиональном исполнении солистов МАСМ и получили полезные, точные рекомендации. Это были мелодичные и довольно простые по музыкальному языку Соната для виолончели и фортепиано Анастасии Богомаз, «Житель Камчатки забил собутыльника табуретом» Вадима Генина и «Инь-Ян» Екатерины Тарасовой.

Но не все пьесы можно сыграть без репетиций. Есть четко выверенные сочинения с большим количеством приемом и техник, хорошо сыграть с листа их просто невозможно для музыканта любого уровня. Выигрывает ли композитор от такого исполнения? Получают ли зрители корректное представление о его музыке? Да, суть проекта не в концертом исполнении, а именно в его «Читке», но тогда уместны ли комментарии музыкантов композитору в таком случае?

Владимир Раннев: «Я вам сейчас спою»

Владимир Раннев на своей лекции рассказал о том, что музыка тувинцев и эскимосов может быть похожа на сочинения самых радикальных современных авторов, а также о том, как много страшных историй сочиняют про пианино. Кроме того, композитор поделился с участниками уникальной схемой своей оперы «Сверлийцы», выполненной в баре на салфетке.

Строго говоря, Раннев провел скорее композиторскую презентацию, чем лекцию, но это было уместно и увлекательно. Композитор последовательно рассказал об особенностях работы с текстовым материалом на примере своих сочинений разных лет. Молодые участники читок, которые только овладевают классической техникой, вряд ли овладели новыми практическими знаниями, но зато получили бесценный опыт общения с Владимиром Ранневым. Ведь о чём ещё рассказывать современному композитору, как не о своей музыке, которая пишется сейчас и так актуальна именно сегодня.

Виктория Коршунова: «Дело в том, что Владимир Раннев друг со всеми»

Вообще в первый день «Читок» чувствовалась очень дружеская атмосфера. После исполнения музыканты и директор ансамбля Виктория Коршунова свободно беседуют, легко перекидываются шутками с Владимиром Ранневым. Все это создает такую домашнюю атмосферу, которую генерируют люди, собравшиеся поиграть в свое удовольствие, для себя и немного для публики. Интересно и даже немного волнительно, как пройдут следующие дни проекта. Какими будут пьесы молодых композиторов и, конечно, кто из них получит главную денежную премию, предусмотренную за лучшее сочинение.

Расписание

Автор текста - Мирослава Тырина

Источник