Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Музыкальная пресса в период карантина: журнал “Музыкальная академия”

11.06.2020

Ярослав Тимофеев, главный редактор журнала “Музыкальная академия”, рассказывает о работе издания во времена карантина.

– Сейчас, когда музыкальная жизнь практически остановилась, как издание находит темы для публикаций?

– Мы почти никак не зависим от пандемии, потому что журнал “Музыкальная академия” – это прежде всего научное издание. Темы наших публикаций всегда более-менее неизменны.
Музыковеды по-прежнему изучают партитуры всех времен (в том числе те, которые создаются сегодня), находят рукописи в архивах, анализируют концертную жизнь. Мне кажется, сейчас в этом даже есть момент психологической терапии: когда все вынуждены думать о коронавирусе, наше издание продолжает писать так же, как всегда, тем самым напоминая, что испытания временны, а музыка и наука никуда не денутся.
Единственное изменение связано с жертвами заболевания: в последнее время два крупных российских композитора – Дмитрий Смирнов и Александр Вустин – скончались от коронавируса. В ближайшем номере журнала мы опубликуем о них большие тексты.

– Насколько изменилась скорость работы? Стало ли работать расслабленнее или, наоборот, сложнее?

– Обычно музыковеды трудятся на нескольких работах и с трудом урывают время для своих научных изысканий, а с марта они, как и все мы во время самоизоляции, с утра до ночи работают над своими статьями. Поэтому у нас материалов стало гораздо больше: иногда в день приходит несколько статей. В этом плане для музыковедов наступил расцвет.

– Что произошло с количеством читателей, посещаемостью – упало, повысилось? Видны ли уже какие-то тенденции?

– Сразу после введения карантина посещаемость нашего сайта выросла в два с половиной раза и продолжает расти до сих пор.

– Если говорить о финансовой составляющей – насколько тяжелее или легче стало жить изданию?

– Тяжелее. Пока проблемы удается решать, что будет в дальнейшем – сказать трудно.

– Как музыкальная жизнь изменится после пандемии?

– Я думаю, что она никак существенно не изменится. Конечно, будет долгий период выхода из кризиса, концерты будут возобновляться очень постепенно и с соблюдением предписанных мер безопасности.
Но все же я думаю, что последствия уйдут без следа в течение трех-пяти лет максимум. Человечество переживало немало эпидемий в течение своего существования, но их последствия мы видим в основном в венецианских масках с длинными носами, а не в страхе общения друг с другом.

– Как Вы относитесь к онлайн-трансляциям, которые становятся все более популярными?

– Они действительно становятся популярнее, хотя бы потому что у театров и концертных залов нет альтернативы. Я вижу в них много плюсов. Сам участвую в этом процессе, являюсь ведущим «Домашнего сезона» Московской филармонии и сталкиваюсь с огромным всплеском человеческой благодарности и слушательских эмоций.
Все то, что обычно выражалось через аплодисменты, теперь трансформировалось в комментарии. Их приходят сотни и тысячи, у филармонии стремительно выросло количество просмотров и подписчиков. Судя по отзывам, филармония спасает некоторых людей, помогает им чувствовать себя бодро, так что у трансляций есть серьезная терапевтическая функция.
Я думаю, что, когда острая фаза пандемии закончится, значение живых концертов только вырастет. От онлайн-жизни все человечество уже очень устало, и чем больше мы проводим времени перед экраном, тем больше хотим услышать живой звук, вибрации, идущие из инструментов, а не из динамиков.
Виртуальная реальность как ничто другое побуждает человека вернуться обратно к живому контакту.

Материал подготовил Северьян Цагарейшвили

Источник