09.05.2020
Уважаемые друзья!
В год 75-летия Победы мы рассказывали в наших соцсетях о музыкальных произведениях, созданных во время войны, о непростых композиторских судьбах и о том, какая музыка звучала на фронте и в тылу. Мы многое знаем о жизни композиторов, воевавших или работавших в тылу.
Константин Макаров-Ракитин, Заур Гаглоев, Константин Сараджев – о них, и о других композиторах, чья жизнь оборвалась во время войны, а также о тех, кто посвятил свою послевоенную жизнь музыке, мы писали в наших соцсетях Facebook, instagram, ВКонтакте, Telegram с 1 по 9 мая.
Благодаря "Фирме Мелодия" у вас есть возможность послушать масштабные полотна Шапорина и Хачатуряна, камерные опусы Мясковского, Вайнберга и Свиридова, концерт Глиэра для колоратурного сопрано в альбоме «Классическая музыка 1939–1945 годов»
К 75-летию Победы Мелодия выпустила серию цифровых альбомов, среди которых Записи военных песен композиторов М. Блантера, М. Фрадкина, О. Фельцмана, В. Соловьева-Седого, Э. Колмановского, М. Матусовского.
Сегодня мы публикуем отдельные рассказы о композиторах-фронтовиках, присланных нам региональными отделениями Союза композиторов России.
Вологодское отделение Союза композиторов России
Козлов Константин Васильевич
(1909–1980)
Известный педагог-музыкант, дирижер оркестра и композитор, заслуженный работник культуры РСФСР. Родился в семье гармонного мастера в Грязовце. В 9 лет поступил в музыкальную школу, а уже в 15 стал руководителем народного оркестра, где почти все участники были намного старше него. В 1929 году он поступает в Вологодский музыкальный техникум, причем его зачисляют сразу на второй курс, отметив яркую музыкальную одаренность двадцатилетнего абитуриента и его опыт практической работы с коллективами. Всего через два месяца после поступления Константину Козлову предложили организовать отделение народных инструментов, создать и возглавить оркестр. С 1934 года Константин Васильевич Козлов – уже штатный преподаватель класса народных инструментов и руководитель народного оркестра музыкального техникума. С тех пор более 40 лет он возглавлял отделение, обучил и воспитал много талантливых музыкантов.
В 1942 году по окончании артиллерийских курсов Константин Козлов был назначен командиром взвода противотанковых пушек 10-й Воздушно-десантной Гвардейской стрелковой дивизии на Северо-Западном фронте. Талантливый музыкант, осознавая, что воина по призванию из него никогда не получится, писал жене с фронта: «Я очень слаб для этой роли, но война с этим не считается… Здесь другая музыка со свистом и грохотом».
В июне 43-го во время жестоких боев под Старой Руссой, отбивая атаку вражеских танков, К. Козлов получил тяжелое ранение – осколком мины музыканту перебило обе руки. А дальше были семь месяцев госпиталей, началась гангрена, но руки, благодаря прекрасному хирургу, удалось спасти.
Вернувшись в 1944 году с фронта к семье в город Сыктывкар, Константин Васильевич стремительно восстанавливается в любимой профессии, самоотверженно разрабатывает больные руки, даже заново учится писать. Он заведует учебной частью в музыкальном училище, руководит симфоническим и народным оркестрами, заведует музыкальной частью в республиканском театре Коми АССР, сочиняет. Его ученики тех лет стали впоследствии видными музыкантами, много сделавшими для становления и развития музыкальной культуры республики Коми. Тогда же Константин Васильевич серьезно увлекся национальными мелодиями народа Коми, собирал их, записывал. На основе Коми фольклора он создал два крупных симфонических произведения: фантазию для симфонического оркестра «Асья Кыа» («Утренняя звезда») и танцевальную сюиту для оркестра «Тайны лесного духа» в девяти частях (1946 г.).
С 1948 года после возвращения в Вологду К.В. Козлов вновь возглавил отделение народных инструментов музыкального училища, вел спец. класс, руководил оркестром, продолжал активно сочинять. Как композитор сотрудничал с вологодским драматическим театром и кукольным театром «Теремок». Многие песни К. Козлова написаны на стихи вологодских поэтов. Долгие годы мелодия одной из песен К.В. Козлова «Вологодская лирическая» служила позывными областного радио.
Саратовское отделение Союза композиторов России
Моралёв Олег Аркадьевич
(1922–2002)
Заслуженный деятель искусств РФ, композитор и педагог, профессор СГК имени Л.В. Собинова. Родился в 1922 г. в Вятке в семье инженера. В 18 лет Олег Моралёв был призван в армию и с 1940 по 1947 год служил радистом в авиационной части в Забайкальском крае. В 1945 г. он участвовал в войне с Японией и был награждён орденом Славы 3-й степени и медалью «За победу над Японией».
После войны окончил музыкальное училище при Московской консерватории и консерваторию. Однокурсниками Моралёва были Р. Щедрин и А. Флярковский. Педагогом по специальности – Е.К. Голубев.
Консерваторию О.А. Моралёв окончил с отличием. На выпускном экзамене были исполнены его первая симфония, первый фортепианный концерт и «Кантата о Ленине». Дирижировал Е. Светланов.
В своем творчестве О.А. Моралёв неоднократно обращался к теме войны: симфоническая поэма «Подвиг», посвящённая Герою Советского Союза, легендарному разведчику Н.И. Кузнецову (1953); вокальный цикл на стихи Э. Межелайтиса «Смерть солдата» (1973); кантаты для хора и симфонического оркестра «Тетрадные листочки» с посвящением Тане Савичевой (1980), «Если мы войну забудем» (1985).
Симанский Михаил Николаевич
(1910–2002)
Заслуженный деятель искусств РФ, композитор и педагог, профессор СГК имени Л.В. Собинова. М. Н. Симанский родился в 1910 году в семье известного нижегородского художника Н.Н. Симанского. С 1929 по 1934 годы учился на фортепианном факультете Московской консерватории имени П.И. Чайковского в классе С. Е. Фейнберга. В 1938 году поступил на композиторский факультет МГК, а в 1940 перевелся в Ленинградскую консерваторию, где в лице Шостаковича обрел учителя, который сыграл важную роль в формировании творческого облика композитора-симфониста.
1 июля 1941 года, Михаил Николаевич – тогда студент II курса консерватории – добровольцем ушел на фронт, став бойцом Ленинградского народного ополчения, сражался на передовой, был ранен. После госпиталя он окончил школу радистов, служил в особом разведывательном батальоне, некоторое время – в
санитарном поезде, воевал в артиллерийском полку Второго Прибалтийского фронта, был контужен, одно из ранений чуть не привело к ампутации ноги. Но и после этого он вернулся на фронт. По возвращении в строй Михаил Николаевич организовал армейский ансамбль, выступления которого проходили с большим успехом.
Даже на фронте он продолжал писать музыку, главным образом хоры, военные песни, в основном на стихи поэтов-фронтовиков. Многие из созданных в то время произведений звучали в исполнении организованного им ансамбля. Среди его военных песен особым успехом пользовались «Песня о героях», «Артиллеристы», «За Родину», «Яблонька».
Воевал Михаил Николаевич до самой Победы, которую праздновал в Кёнигсберге (ныне Калининград), – тогда он был уже гвардии старшиной. Его воинское мужество было отмечено многими боевыми наградами, в том числе орденом Отечественной войны 2-ой степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и другими отличиями. Спустя многие годы Михаил Николаевич вспоминал: «Для меня, как и для большинства моих сверстников, главной школой жизни стала Великая Отечественная война. Эта была невероятно трудная, часто попросту жестокая школа. Но она же научила нас мужеству, умению постоять за то, что нам дороже всего на свете…».
Он окончил консерваторию в 1948 году, его дипломной работой стала симфоническая поэма «Легенда о Волжской твердыне» по повести К. Симонова «Дни и ночи», посвященной Сталинградской битве.
В своем творчестве композитор неоднократно обращался к военной теме: оперы «Василий Тёркин» и «Рихард Зорге»; Симфония № 7 «Не быть войне»; Симфония № 12 «Хиросима»; Симфония № 13 «Малая земля»; «Баллада о солдате» на слова В. Кривилёва для баритона с оркестром; поэма «Березы Освенцима» на слова Л. Татьяничевой для баритона с оркестром.
Ковалёв Виктор Владимирович
(1919–1993)
Заслуженный деятель искусств РСФСР, композитор и педагог, многие годы преподавал в Саратовском музыкальном училище, заведовал теоретическим отделением. Родился в г. Покровске (ныне Энгельсе) Саратовской губернии в 1919 году. В 1937 году поступил в музыкальное училище при Московской консерватории в класс сочинения Б.С. Шехтера. В 1939 году был призван в армию. Участник Великой Отечественной войны, награжден медалями.
Служил в артиллерии, начал войну рядовым, а закончил в звании гвардии старшего сержанта. После окончания войны продолжил обучение в музыкальном училище и окончил его в 1950 года по классу Г.С. Фрида. Продолжил образование в Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова.
По складу дарования В. В. Ковалёв – лирик. В его наследии преобладает вокальная, хоровая и балетная музыка. Теме войны посвящены немногие произведения композитора: хоровая «Баллада о Марии» на слова Н. Фёдорова, посвященная летчице Марии Кулькиной; балет-оратория «Поэма о Волге»; песня «Лучшим из друзей» на слова А. Решетова, посвященная однополчанам автора; песня «Задумайтесь, люди» на слова И. Тобольского и другие сочинения. «Внешне, по количеству названий, произведений о войне у меня немного, и в них преобладают все же светлые жизнеощущения. Получилось так, что военная тема, постоянно присутствующая во многих сочинениях, своей контрастностью помогает утверждать победу добра и света. Так оно и есть в жизни. Оптимизм народа неиссякаем, его вера в торжество разума бесконечна», писал Виктор Владимирович Ковалёв.
Союз композиторов Республики Марий Эл
Среди композиторов – участников Великой отечественной войны – Андрей Яковлевич Эшпай, Николай Михайлович Арбан, Евгений Афанасьевич Волков, Константин Иванович Беляев.
Марийская фронтовая концертная бригада в составе композиторов К. Гейста и Л. Сахарова, исполнителей В. Смирновой, М. Мыльниковой, З. Казаковой и Н. Смирнова дала более тысячи концертов на полях сражений и в госпиталях, исполняя марийскую музыку, песни, романсы.