06.03.2020
Лекции кураторов, ридинг-сессии с МАСМ и индивидуальные занятия с композиторами из Москвы, Кирова, Воронежа, Казани, Санкт-Петербурга, Уфы, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Горно-Алтайска, Екатеринбурга прошли в Новосибирской консерватории.
«Форма и содержание. Разве это не суть?»День первый: лекция Настасьи Хрущёвой
Первый день «Композиторских читок» начался с «русских тупиков» Настасьи Хрущёвой и её лекции. Диалог о метамодерне, литературоцентричности и метаплакате сменили читки с МАСМ. Узнали о том, как правильно использовать кластеры у сольного фортепиано, о звуковом «мусоре» и звуковой «экологии» в пьесах для флейты и электроники, а ещё о музыкальном времени и «Акцентах» – иногда они могут смещаться, в этом мы сегодня убедились.
«Сочинять музыку – значит сочинять, ЧТО такое музыка». День второй: лекция Дмитрия Курляндского
Второй день «Композиторских читок» открыла лекция Дмитрия Курляндского о современной композиции, авторах и аватарах. Произведения Клауса Ланга переплетались с треками FKA Twigs и Autechre, а гамма до мажор в какой-то момент приобрела фатальное значение.
Партитуры с препарированным роялем? А с виолончелью? Сессии с МАСМ показали, что музыканты ансамбля легко справляются с этой задачей, а ещё виртуозно корректируют неточности изданий из IRCAM. Всё из практики! Поэтому участники «Читок» с нетерпением (впрочем как и в первый день) ждали ридинг-сессии с МАСМ после лекции.
«Авангардисты – ругательное слово». День третий: лекция Виктора Екимовского
Именно в таком ключе совсем недавно воспринимали композиции Виктора Екимовского. С его лекции начался третий день Читок. Мастер перформативных опусов представил несколько своих новых произведений, в том числе Девятую симфонию (с подзаголовком «Эпитафия авангарду»).
На Читках с МАСМ поговорили о композиторском самоограничении, археологии фольклора, музыке для видеоарта и даже успели погрузиться в византийский распев.
Наталья Санникова, проректор по творческой работе Новосибирской консерватории: «“Композиторские читки” стартовали 3 марта и должны были закончиться вчера, но участники так увлеклись, что сегодня решили продолжить. Сейчас в Малом зале 14 молодых композиторов собрались уже не по призыву организаторов, а по своей собственной инициативе, чтобы отрефлексировать все, что происходило в эти три дня. А происходило важное. Один из самых выдающихся ансамблей в мире, мега-профессионалы – МАСМ под предводительством Виктории Коршуновой исполнял сочинения молодых, я бы даже сказала, юных композиторов со всей России, и вместе с Настасьей Хрущёвой, Дмитрием Курляндским и Виктором Екимовским консультировали их. На Читки заполнялись наши залы, пришли педагоги, студенты других специальностей... Это при том, что в консерватории параллельно проходили ещё два других проекта. “Композиторские читки” так раскачали нашу консерваторскую жизнь, наши умы, стали импульсом и точкой отсчета, началом многого…».
Проект проходит при поддержке Фонда президентских грантов.
Следующие «Композиторские читки» пройдут в июле в Санкт-Петербурге. Прием заявок до 15 мая 2020 года по адресу events@unioncomposers.ru