Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Вечная музыка Неба

24.10.2019

23 октября 2019 года в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялось незабываемое для белгородских слушателей музыкальное событие – исполнение музыки двух гениев, жизнь и творчество которых отделены временем протяжённостью почти в два столетия.

По выражению главного дирижёра симфонического оркестра, заслуженного деятеля искусств России Рашита Нигаматуллина это произведения «вечно звучащего композитора из Австрии» – великого венского классика В.А. Моцарта и «размышляющего о Вечности» выдающегося композитора второй половины ХХ – начала XXI века Алемдара Караманова.

Среди крупных русских композиторов он «был первым повернувшим против авангарда на путь духовной музыки». Караманов создал свой неповторимый музыкальный космос, наполненный живым божественным чувством. Это тысячи страниц симфонических партитур – огромные циклы одночастных симфоний, воплощающих в себе содержание Евангелий, Апокалипсиса и апостольских посланий, масштабные вокально-симфонические произведения «Реквием», «Stabat Mater» и Месса, Третий фортепианный концерт Ave Maria и другие сочинения. Неслучайно программа концерта, посвящённая 85-летию со дня рождения выдающегося композитора современности, лауреата Государственной премии Крыма Алемдара Сабитовича Караманова, вызвала огромный интерес среди белгородских слушателей, как профессиональных музыкантов, так и любителей музыки. Для многих присутствующих в зале исполнение одного из крупнейших сочинений автора – Реквиема для солистов, хора и оркестра явилось настоящим откровением музыкальной культуры ХХ столетия, духовной музыкой будущего.

Мощная звуковая архитектура «Реквиема» с невероятной силой драматизма, философской глубиной и проникновенностью масштабного симфонического действа прозвучала в исполнении солистов, академического хора под управлением Елены Алексеевой и симфонического оркестра под управлением Рашита Нигаматуллина. Слушатели были потрясены услышанным космогоническим звучанием партитуры «Реквиема». Подобно величественным фрескам Микеланджело Буонарроти в Сикстинской капелле зазвучали монументальные вокально-симфонические фрески Алемдара Караманова в глубоко продуманной и прочувствованной грандиозной симфонической концепции дирижёра, рисующие картины Страшного Суда, передающие действительные страсти и страдания человека, вечные стенания грешников и восторженные ликования праведных душ, скорбь Пресвятой Богородицы и сияющее видение Града Небесного, дарующего миру надежду.

Произведение появилось в 1971 году, а российская премьера состоялась лишь в 2007 году. Реквием А. Караманова музыкальный мир впервые услышал в исполнении государственного симфонического оркестра Юрия Башмета «Новая Россия» (дирижер Евгений Бушков) с участием Государственной академической капеллы им. Юрлова. В Белгороде это уже второе исполнение масштабного сочинения: в 2011 году его представили солисты и симфонический оркестр филармонии под управлением Е. Бушкова.

На этот раз «Реквием» Алемдара Караманова прозвучал в рамках абонемента №22 «Поющая мечта» Академического хора Белгородской государственной филармонии, руководимого главным дирижёром Еленой Алексеевой. Специальными гостями программы стали солисты Московского театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова, лауреаты международных конкурсов Александр Скварко (тенор), Артём Гарнов (баритон). В концерте выступили ведущие артисты Белгородской филармонии: Галина Зольникова (сопрано), Оксана Никитина (меццо-сопрано). Кроме того, в программу тонко были включены сочинения любимого композитора А. Караманова – В.А. Моцарта, создателя первого классического музыкального Реквиема.

Это поистине подвижническая, просветительская работа большого творческого коллектива, высокий уровень взаимопонимания дирижёра, солистов и хора обеспечили очень яркое, убедительное, грандиозное по силе воздействия прочтение произведения.

Сам факт исполнения музыки Караманова, до сих пор, к сожалению, уникальный эпизод в концертной жизни России. По-прежнему, его музыка – редкий гость на академической сцене. Но тем долгожданнее встреча с величественным творением выдающегося симфониста современности.