01.10.2019
Новый цикл концертов Союза композиторов России был придуман композитором Ефремом Подгайцом и культурологом и ведущей Анной Гениной. «Я – композитор!» ставит своей целью охватить самую широкую аудиторию и стоит наряду с другими просветительскими мероприятиями, с успехом проходящими в столице: примерами служат проекты Владимира Юровского, Артёма Варгафтика, Ярослава Тимофеева («Мама, я меломан», «Язык музыки») и др.
Тем не менее, новый цикл Союза композиторов нельзя описать словами «очередной», «обычный», «такой же», «еще один» – в нем есть существенное отличие, выделяющее его среди аналогов. В каждом концерте звучит современная, актуальная сегодня музыка, с которой слушателей знакомят сами композиторы, а во втором отделении – созвучные их творчеству произведения прошлых столетий.
Место проведения концертов было выбрано не случайно: Московский концертный зал «Зарядье» с самого своего основания известен циклами просветительских мероприятий #зарядисьмузыкой, в частности – образовательными проектами для детей и взрослых #зарядисьзнанием. Малый зал обладает прекрасной акустикой, в которой достойно звучат все инструменты, а его камерность стирает барьер между исполнителем и слушателем, позволяя им вступать в диалог. Это предполагает и формат концертов: публика имеет возможность задать любой вопрос (в том числе и заранее – по e-mail-адресу) или поделиться своими впечатлениями.
В то же время проект несколько отличается и от мероприятий, включающих интервью с композиторами (например, абонемента Московской филармонии «Персона – композитор»): цикл стремится охватить самую широкую аудиторию – детей и взрослых, творческую молодежь и людей, далеких от академического искусства. Угодить всем, как известно, невозможно, однако Союз композиторов оказывается весьма близок к достижению этой цели.
21 сентября состоялся первый концерт цикла «Я – композитор!»: прозвучали сочинения Елены Лебедевой – композитора из Костромы, педагога, председателя Костромского регионального отделения Союза композиторов России. Музыку Елены Лебедевой исполнил камерный оркестр «Российская камерата» Тверской академической филармонии под управлением Андрея Кружкова.
Концерт прошел под знаком традиций и диалога с прошлым: премьерное сочинение «Посвящение Зарядью» написано в духе торжественных русских увертюр или картин природы – вспоминаются увертюра «1812 год» П.И. Чайковского и «Рассвет на Москве-реке» (вступление к опере «Хованщина») М.П. Мусоргского. Аскетичная Симфония-поэма о жертвах политических репрессий имеет много общего с музыкой Д.Д. Шостаковича: линеарное движение голосов, множество хроматизмов, полифония пластов. Пьеса «Фамаликао» (город в Португалии) отсылает к целой традиции произведений, написанных под впечатлением от путешествий – «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» М.И. Глинки, «Итальянское каприччио» П.И. Чайковского и т.д. Созвучной творчеству Елены Лебедевой стала сюита «Пер Гюнт» Э. Грига, выбранная ею для второго отделения концерта: народные мотивы и танцевальность близки Сюите в старинном стиле из первого отделения, а картины норвежской природы – сочинениям «Посвящение Зарядью» и «Фамаликао».
Основная цель концерта – заинтересовать широкую аудиторию современным академическим искусством – безусловно была достигнута. Музыка Елены Лебедевой оказалась доступной и понятной публике: у кого-то вызвала ностальгические чувства пьеса «Посвящение Зарядью», кто-то вспомнил своих родных, слушая Симфонию-поэму. Люди делились своими мыслями и впечатлениями; то же самое делала и композитор – через свою музыку, и таким образом во время концерта сложился настоящий диалог: прошлого с настоящим, исполнителей со слушателями.
В следующих концертах цикла «Я – композитор!» прозвучит музыка Александра Чайковского (19 октября, Москва), Ефрема Подгайца (23 ноября, Москва), Бориса Гецелева (15 февраля, Нижний Новгород), Настасьи Хрущёвой (21 марта, Санкт-Петербург) и Кузьмы Бодрова (18 апреля, Москва).
Автор текста Наиля Насибулина