26.09.2019
30 сентября в Малом зале Московской консерватории пройдет концерт лауреатов Второго Всероссийского конкурса композиторов Avanti. Лауреаты рассказали корреспондентам "Музыкальной жизни" о своих произведениях, получивших высокие оценки жюри
Вера Иванова (Москва):
В 2008 году я была на встрече с немецким композитором Хельмутом Лахенманом в Лос-Анджелесе. Больше всего мне запомнились его размышления о смысле слова «счастье» в английском и немецком языках. И о том, почему стандартная для американцев фраза Are you happy? («Вы счастливы?»), которую часто задают, чтобы убедиться, все ли устраивает собеседника, в немецком и русском языках неприменима. Далее Хельмут исполнил первую часть (Hänschen klein) своего фортепианного цикла Ein Kinderspiel («Детская игра»), и неожиданная простота этого опуса вдохновила меня на написание моего «Алфавита смеющегося человека» (The Laughing Man Alphabet), в котором цитируется тема из Hänschen klein, а само название и вовсе ссылается на фамилию Лахенмана (в буквальном переводе – смеющийся человек).
Елена Анисимова (Казань):
Вариации для духового квинтета были созданы по просьбе организаторов Всероссийского конкурса ансамблей для духовых и ударных инструментов. В результате сочинение стало обязательным в номинации «духовой квинтет». Пять контрастных вариаций рождают единую композицию, направленную на раскрытие противоположных образов и виртуозное ансамблевое взаимодействие инструментов.
Андрей Комиссаров (Москва):
Когда я писал ораторию «Серафим», то старался создать картину жизни двухсотлетней давности, которая навсегда от нас ушла. Я намеренно не касался острых тем – например, крепостного права, рабского положения большинства при беззастенчивом обогащении меньшинства. Я решил создать миф о России – такой, какой она, возможно, никогда и не была. Я считаю себя русским человеком и духовность воспринимаю как совместный опыт людей, живших и живущих сейчас на территории моей страны. А что такое духовность? Сложно сказать однозначно. Для меня это сумма событий, связанных с человеком и его местом в жизни, в истории.
Алексей Мыльников (Санкт-Петербург):
Название моей сонаты «В классическом интерьере» указывает на ее средства звуковой выразительности. В основе пьесы – разворачивающийся диалог между современным стилем и стилем предшествующих эпох (XVIII-XX века). Музыкальный язык, который исторически складывался на протяжении многовековой традиции, представлен здесь как живой организм, развивающийся как по своим внутренним законам, так и по законам общечеловеческой культуры.
Елена Поплянова (Челябинск):
Моя поэма «Клубок» – исповедь женщины, чья судьба похожа на миллионы русских женских судеб. В ней и птичий крик, и ветра шум, и стук каблучков и сердца стук, и голос любимого и предсказание старухи, и напутствие материнское, невыполненное. Произведение посвящается автору книги «Жизнь – сапожок не парный» Тамаре Владиславовне Петкевич, умершей в 2017 году. В начале поэмы – образ моей мамы, наматывающей нитку в клубок, интонация женского причета, услышанная в детстве и до глубины души проникшая в мое сердце, чуть сладкое и ноющее чувство первой любви…
Валерий Скобёлкин (Республика Башкортостан):
Пьесу «Дыхание хрустального замка» для флейтового квинтета я создал к юбилею флейтистки Лидии Борисовны Фоменко – замечательного педагога УГИИ им. З. Исмагилова. Сочинение написано в технике так называемой реверберационной полифонии, позволяющей показать звучание тембра флейтового ансамбля в неком искусственно созданном пространстве. Это такая небольшая сказка про замок из хрусталя и пространство вокруг и внутри него. А другое мое произведение, «Чудь заволжская» – quasi-вариации на русскую народную песню легкого юмористического характера. Я представлял себе мистический народ маленького роста и с большими глазами, который тайно живет в глубоких пещерах Южного Урала.
Игорь Холопов (Москва):
Что меня вдохновило? Трудно сказать. Мне просто нравилось писать эту музыку.
Алина Подзорова (Москва):
Мной всегда движет музыкальный образ. Сам композиционный процесс проходит в несколько этапов. Возможно, такая работа близка мышлению драматурга или писателя. Вначале я пытаюсь погрузиться в состояния и образ мысли моего музыкального персонажа. Затем максимально абстрагируюсь, чтобы в музыкальной архитектонике появились многочисленные смысловые, эмоциональные и художественные надстройки, чтобы появилось богатство художественных ассоциаций и переживаний.
Илья Карпиков (Киров):
Меня вдохновляет возможность диалога с публикой. И, конечно, желание максимально точно и ясно передать свои мысли через музыку.
Денис Хоров (Москва):
На мой взгляд, одного желания сочинять недостаточно, так как появление и жизнь каждого музыкального произведения зависит от целого комплекса условий. Это и музыканты, и место исполнения, и мой профессиональный опыт, образование. С этой позиции музыкальное произведение для меня – это срез истории, в котором вплоть до деталей можно увидеть время, которому оно принадлежит. В каком-то смысле сама музыка и есть источник для самой себя.
Григорий Зайцев (Москва):
Мне трудно ответить, что меня вдохновляет. Я просто пишу музыку и предпочитаю свободу передвижения в этой сфере (и не только в этой) в любых направлениях. Так было и в этот раз.
Денис Писаревский (Москва):
Творчество – непостижимое явление. В те периоды, когда я ничего не сочиняю, я все равно обдумываю проекты возможных произведений – концепции, различные инструментальные составы, чисто музыкальные идеи, которые приходят спонтанно. Но чем больше нового узнаешь, видишь и слышишь – тем больше приходит интересных мыслей. Из этого я могу сделать вывод, что «двигатель» уже заключен во мне самом, а любознательность помогает мне его обновлять и питать полезной информацией.