30.03.2017
25 марта в нашей стране отмечается День работника культуры. Говоря о деятелях культуры, мы в первую очередь вспоминаем известных исполнителей, композиторов, профессоров консерваторий… Однако мне бы хотелось обратить внимание на «бойцов невидимого фронта» — тех людей, без которых не было бы ни лауреатов международных конкурсов, ни всемирно известных сочинителей музыки. Речь идет о педагогах музыкальных школ, причем, не только специализированных, расположенных в крупных городах, но и маленьких районных заведений, куда берут практически всех детишек, имеющих хотя бы какую-то склонность к музыке. Именно от этих подвижников, работающих зачастую за крохотные деньги, зависит: раскроется ли талант, найдет ли он дальнейший путь в профессии?
В это сложно поверить, но в музыкальных школах нет специальности «композиция». Откуда же у нас появятся композиторы? Все знают имена Шостаковича, Прокофьева (кстати, проявившего свой талант в детстве), Свиридова, Шнитке… Их творчество — слава и достояние нашей страны. Однако, системы для поиска новых гениев, выявления и поддержки их на раннем этапе у нас нет. Все — на плечах энтузиастов.
Ребенка учат играть на фортепиано и других инструментах, знакомят с музыкальной грамотой, расширяют музыкальный (и — шире — культурный) кругозор. Но если вдруг у ученика обнаружится тяга к сочинительству, и он почувствует, что хочет не только играть и изучать чужую музыку, но и создавать свою, то будущее его таланта зависит исключительно от доброй воли педагога по другим предметам. Готов ли, например, преподаватель по фортепиано заниматься с ребенком композицией? В свое свободное время, конечно, ведь основную программу никто не отменял. И, скорее всего, забесплатно — родители не всегда способны оплатить репетиторство, а некоторые, возможно, сочтут такие уроки лишним баловством, ведь умение сочинять музыку не поможет сдать ЕГЭ.
И все же множество педагогов по всей стране идут на это, тратят силы, душевную энергию безо всякой надежды на то, что их старания кто-то оценит или, тем более, оплатит. А ведь живется им ой как непросто! И без того небольшие зарплаты в некоторых регионах (особенно — дотационных) нередко задерживают.
Конечно, материальное положение работников культуры несравнимо с тем, что было в 1990-х, за «нулевые» многое сделано для того, чтобы сотрудники музыкальных школ могли пусть и скромно, но хотя бы как-то жить за счет своей профессии. Однако впереди еще много работы. И не только по повышению зарплат, но и по наполнению школьных библиотек, восстановлению фабрик, выпускающих музыкальные инструменты. Я много езжу по стране и вижу: в музыкальных школах не хватает учебных пособий и нот, а инструменты, на которых занимаются будущие виртуозы, находятся в плачевном состоянии. Своего производства практически нет, европейские изделия школам не по карману, приходится покупать китайские, куда хуже по качеству. А ведь в советское время у нас были прекрасные фабрики и мастера! Надеюсь, мы сможем вернуться к этим традициям.
Но несмотря на все проблемы, нельзя не верить в прекрасное будущее российской культуры, просто встретившись однажды с педагогами музыкальных школ, посмотрев им в глаза и почувствовав их отношение к детям. В последнее время я провожу немало мероприятий для школьников по всей стране. Показываю свою детскую музыку, ребята угадывают песни, участвуют в викторинах… Группы обязательно сопровождают их педагоги. И меня поражает, насколько тепло, трогательно они относятся к своим подопечным, и в то же время с какой открытостью воспринимают все новое — подход к работе, способы взаимодействия со слушателями, саму музыку.
Пока такие герои в России есть — наша культура будет процветать, несмотря ни на что. Давайте же поздравим их с праздником и пожелаем терпения, сил и удачи в нелегком труде. А еще — совместными усилиями попробуем хотя бы в перспективе сделать их жизнь немного проще и обеспечим им такие условия работы, которых они действительно достойны.
Рашид Калимуллин,
Композитор, народный артист РФ
Председатель Союза композиторов России,
Член общественного совета при Министерстве культуры РФ