10.12.2025
Балет «Быстрые свидания» – совместная постановка Урал Оперы и Союза композиторов России. Uralopera.ru поговорила с генеральным директором Союза Кариной Абрамян о том, как была открыта лаборатория «пиши балет» и к чему привели свидания хореографов и композиторов.
О том, как все начиналось
Сказать, что я довольна результатом, мало. Наша задумка, которая выглядела авантюрой, удалась. И в этом заслуга, безусловно, и и Союза композиторов, и директора Урал Оперы Андрея Шишкина, и художественного руководителя Урал Балета Максима Петрова. Год назад во время фестиваля «Дягилев P. S.» мы говорили о том, что многих современных композиторов, вне зависимости от их возраста, музыкальные театры не знают, и эту проблему надо как-то решать. Хотелось связать тех, кто пишет музыку и создает танец. Часто бывает, что подобные беседы остаются на уровне разговоров, и я всегда очень боюсь, что обсудим и забудем. Большая удача, что наша встреча не осталась декларацией о намерениях, а воплотилась в балет на музыку шести композиторов, большинство из которых впервые работали в балетном театре.
О живой лаборатории, страхах и перспективах
Мы создали цельный спектакль за очень короткий срок: от идеи до воплощения прошло меньше года. После пары онлайн-конференций нам удалось придумать действующую схему лаборатории.
В самом начале, когда объявили опен-колл, мы получили почти 160 заявок из разных регионов страны, от людей разных возрастов: у нас не было цели отобрать только молодых, не старше, скажем, 35 лет. Не была важна и принадлежность Союзу композиторов России. И вот мы вместе с Максимом Петровым, его помощником Богданом Корольком и дирижером Иваном Худяковым-Веденяпиным честно отслушали все заявки.
Основное ограничение, которое мы ставили композиторам, касалось хронометража. Нам нужны были законченные сочинения, небольшие по времени. Что касалось стилистики, не было такого, что мы ждали только экспериментаторов или, скажем, только песенников. Мы были ловцами жемчуга!
Конечно, в начале отбора мы вели жаркие дискуссии. Несмотря на это, практически все кандидатуры сошлись. Была общая цель, интерес: отобрать разных по стилю композиторов и посмотреть, как из их работ можно сделать единое музыкальное полотно.
Наша лаборатория получилась живой, а не формальной: мол, вы пишите, что хотите, а мы потом все оформим. Уже летом шесть отобранных композиторов приехали в театр и погрузились в специфику работы, познакомились с хореографами. Нам удалось создать хорошие условия для общей творческой работы, чтобы соавторы услышали друг друга, и состоялся диалог.
В «Быстрых свиданиях» нет ни единого шва: и смотрится, и слушается этот балет на одном дыхании. Мы получили колоссальный опыт сотрудничества с музыкальным театром. И в наших планах уже есть идеи нового проекта, связанного с созданием оперного спектакля. Но это уже другая история.
О современных композиторах и выходе к публике
Безусловно, на Моцарта, Вивальди, Россини или Чайковского, на признанных мастеров публика идет охотнее всего. Это не значит, что нужно остановиться на золотом списке и не двигаться дальше. Именно поэтому мы с командой единомышленников больше семи лет работаем в Союзе как просветители. И если раньше концертные площадки старались держаться подальше от любой современной музыки, сейчас – в том числе благодаря нашим образовательным программам – тренд поменялся. Филармонии и театры хотят получать музыку, которая написана специально для них! И талантливый автор обязательно найдет своего слушателя и сцену, где будут звучать его произведения. Важно, чтобы стремления создателя музыки совпадали с художественной концепцией концертной площадки, чтобы комфортно было всем: и композитору, и худруку проекта, и дирижеру.
У нас в Союзе есть программа, которой мы очень гордимся – композиторские резиденции. Сейчас идут переговоры, и несколько авторов из проекта «пиши балет» станут резидентами Урал Оперы в 2026 году. Это будет уже не балетный или оперный спектакль, а концертные сочинения. Если все сложится, у театра появится новая музыка, в которой, поверьте, у аудитории есть потребность.
О судьбе «Быстрых свиданий»
Спектакль остается в репертуаре в Екатеринбурге, и хочется, чтобы наш балет увидели как минимум в Москве и Санкт-Петербурге. Значит, нужно сделать очень качественную запись. Безусловно, симфонический оркестр, его живое звучание – лучшее из возможных, но мы все понимаем масштабы нашей страны и то, как непросто бывает с точки зрения бюджета и логистики вывезти в другой город не только артистов, но и несколько десятков музыкантов. Поэтому так важна хорошая аудиозапись. Мы с коллегами решили, что будем делать ее в январе-феврале, чтобы уже потом думать над гастрольной судьбой «Быстрых свиданий».


Интервью: Семён Чирков
Проект проходил при поддержке Минкультуры России







