02.12.2024
Вышел второй номер онлайн-альманаха «Время слышать/ Cлышать время».
Продолжая изучать координаты современного музыкального пространства, в выпуске под названием «Электрическое тело поёт» команда проекта предлагает исследовать, как композиторы и саундартисты взаимодействуют с технологиями и как электронная музыка, под которой подразумеваются десятки явлений (акусматика, лайв-электроника, алгоритмическая музыка, саундскейпы, мультимедиа, индастриал, дабстеп, нойз и проч.), развивается в столичных городах России, в регионах и за рубежом. Проект осуществляется командой Центра современной музыки Московской консерватории при поддержке Союза композиторов России и Министерства культуры Российской Федерации.
Отправной точкой выпуска стало эссе композитора Антона Светличного о пути электроники от интригующего, но не вполне обязательного дополнения к классической системе инструментов до фактора технологической эйфории и недоверия, в которых пребывает современный композитор. Об использовании искусственного интеллекта в звуке рассуждает тандем Gray Cake (Александра Сереченко и Кати Пряник) — художники, преподаватели авторских курсов и сооснователи магистратуры «Технологическое искусство» Университета МИСИС. Использованию электронных технологий в татарской и башкирской музыке посвящено интервью Фархада Бахтияри с композитором, звукорежиссером и мультиинструменталистом Маратом Файзуллиным.
Теме выпуска посвящены и тексты раздела «Студенческая наука» — эссе «Искусство VS информатика: рассуждение об истории термина «мультимедиа» от Дианы Аксиненко и заметки независимого продюсера в сфере культуры и образования Анастасии Волобуевой о происходящем в Школе перспективных исследований (SAS) ТюмГУ и вокруг: в Тюмени, Заводоуковске, Сибири/Урале, России и Европе.
На страницах альманаха продолжил жизнь проект «Старшее поколение», начатый некогда командой портала Stravinsky.online при поддержке Союза композиторов России и призванный составить портрет мэтров современной музыки. Героем второго номера стал пианист и «главный исполнитель Кейджа в СССР» Алексей Любимов, который в этом году празднует 80-летие. В интервью Алёне Верин-Галицкой Любимов рассказал о советском периоде своей биографии, гастролях, о «мести за Денисова» и приезде Кейджа в Советский Союз.
Второй выпуск дополнили дайджесты событий, прошедших за последний год в России и за рубежом. Среди них — обзор образовательных лабораторий современной музыки от музыковеда и ведущего подкаста «Фиолетовый снег» Марата Ингельдеева; обзор саунд-объектов Венецианской биеннале 2024 от искусствоведа, магистрантки венецианского университета Ca’Foscari Дины Якушевич; репортаж Антона Светличного с фестиваля «Картинки с выставки» в Нижнем Новгороде. Суммирует субъективные впечатления за годы работы в научном издании и делится подборкой статей о новой музыке редактор научно-критического журнала «Музыкальная академия» Элина Андрианова.
Раздел «В Студии», отведенный текстам о деятельности ансамбля «Студия новой музыки», пополнился обзором музыковеда и куратора Сергея Терентьева о концертах проекта «Неочевидные пересечения», который проходил этим летом в новом Центре современного искусства AZ/ART.
Альманах «Время слышать / Слышать время» — это просветительский онлайн-ресурс о новой музыке, продолжающий традиции журнала «Трибуна современной музыки» и интернет-платформы Stravinsky.online. Издание ориентировано на «большие материалы», среди которых — эссе, интервью, дайджесты, представляющие аналитику культурных процессов в области новой музыки. Публикации каждого тематического выпуска появляются на сайте раз в полгода. Изданием альманаха занимается команда Центра современной музыки Московской консерватории при поддержке Союза композиторов России и Министерства культуры Российской Федерации