13.08.2024
Первая симфония Альфреда Шнитке прозвучит в Нижнем Новгороде к 90-летию со дня рождения музыканта. Концерт, инициированный Союзом композиторов России, – историческая реконструкция события, произошедшего 50 лет назад. Тогда премьера вызвала невероятный для академической музыки интерес, а сама симфония определила вектор развития жанра. Новаторство или уже классика – как это воспринимается сегодня?
Концерт «Шнитке в Горьком» состоится 25 августа в 17:00 в Нижегородском театре оперы и балета в рамках фестиваля «Современная музыка. Шостакович. Мейерхольд. Шнитке» (художественный руководитель – Алексей Трифонов). Симфонию исполнит Российский национальный молодежный симфонический оркестр под управлением Фёдора Леднёва. Концерт пройдет при поддержке Минкультуры России.
О ПРОГРАММЕ КОНЦЕРТА
- Йозеф Гайдн (Franz Joseph Haydn 1732–1809). Симфония № 45 fis-moll «Прощальная» («Abschied»), Hob I: 45 (1772)
- Альфред Шнитке (1934–1998). Симфония № 1, op. 78 (1969–1972)
9 февраля 1974 года в городе Горьком (так тогда назывался Нижний Новгород) под управлением Геннадия Рождественского состоялась мировая премьера Первой симфонии Альфреда Шнитке. По желанию композитора в программу вошла и «Прощальная» симфония Йозефа Гайдна, фрагменты из которой он включил в свое сочинение. Симфонии двух композиторов разделяет ровно два века. Они отличны по стилю, но схожи по масштабу влияния на творчество поколений. Гайдн и Шнитке во многом задали вектор развития музыкального искусства, выйдя за рамки традиций своего времени.
Вот как вспоминал об этом событии Геннадий Рождественский: «первую симфонию… я сыграл в городе Горьком (ныне – Нижнем Новгороде), поскольку руководители филармоний Москвы и Ленинграда тогда отказались это сделать. Вот поехали мы в Горький, где с местным оркестром сыграли эту симфонию. Там был ажиотаж совершенно невероятный... Туда люди приезжали из Москвы на автомобилях на репетиции и на концерты. А когда состоялось исполнение, появились две рецензии. Одна – панегирическая, вторая – ругательная. Одна – что перед нами гений, другая – что его посадить бы не мешало».
Первая симфония Шнитке была сыграна в Москве только в 1986 году. «Многое изменилось за эти годы. Музыка Шнитке обрела всемирную известность, исполнения его сочинений собирают огромную аудиторию… В музыке Шнитке мы услышали свой голос, голос нашего времени, голос жизни, доставшейся на нашу долю – трагической и прекрасной, пошло-обыденной и высокой», – считает российский музыковед и историк музыки Светлана Савенко.
МУЗЫКАНТЫ
Российский национальный молодежный симфонический оркестр
Создан в сентябре 2018 года по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина и развивается в рамках национального проекта «Культура», как крупнейший молодежный проект. В составе оркестра – более 120 исполнителей из 42 регионов России. РНМСО проводит более 40 концертов в год в разных городах страны — от Владивостока до Пскова, от Ростова-на-Дону до Салехарда. Летом 2021 года оркестр дебютировал в крупнейших европейских залах, выступив в Золотом зале венского Музикферайна и на фестивале в Люцерне. Концерты РНМСО проходили на сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2». Оркестр принимал участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале», «Рахманиновские дни», «Русская зима», Транссибирский Арт-фестиваль. В репертуаре РНМСО сочинения Бетховена, Берлиоза, Вебера, Брамса, Дворжака, Чайковского, Рахманинова, Малера, Шостаковича, Локшина, Тертеряна, Моцарта, Глинки, Шумана, Вагнера, Рихарда Штрауса, Стравинского, Айвза, Респиги, Пярта, Тарнопольского, Сысоева, Райха, Лигети, Штауда, Видмана, Адамса, крупнейших мастеров эпохи барокко.
Фёдор Леднёв, дирижер
Лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска»
Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова по специальностям «Хоровое дирижирование» (1995) и «Оперно-симфоническое дирижирование» (1998). С 1995 года преподает в Санкт-Петербургском музыкальном колледже имени Н.А. Римского-Корсакова. Как приглашенный дирижер сотрудничал с ведущими оркестрами России, в том числе с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, хором и оркестром musicAeterna и другими. С 2019 года — дирижер musicAeterna. С 2022 года — дирижер Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина. Исполняет современную академическую музыку. Постоянный дирижер ансамбля современной музыки eNsemble (Санкт-Петербург) и Московского Ансамбля Современной Музыки. Выступает со Студией новой музыки, с ГАМ-ансамблем (Москва), KNM (Германия), Phoenix (Швейцария). Участвовал в первом исполнении более 200 сочинений российских и зарубежных композиторов.
Анна Фефелова, ведущая
Музыковед, кандидат искусствоведения
Заведовала литературной частью Новосибирского театра оперы и балета, пермского «Театра-Театра», работала штатным лектором-искусствоведом Пермского театра оперы и балета. Руководитель и автор образовательной программы Дягилевского фестиваля искусств с момента ее создания. Сотрудничает с musicAeterna с 2005 года как редактор, лектор, автор текстов, исследователь, куратор.
В 2019–2023 создавала просветительские программы для петербургского Дома Радио, в том числе автор проекта «Распев», куратор библиотеки имени Д. Хармса и фонотеки имени Э. Берлинера. С 2021 года в качестве куратора просветительских проектов musicAeterna работает над программой поддержки молодых музыкантов musicAeterna youth, творческими резиденциями в Москве и Красноярске, а также над проектами «Что я слышу?», «Лаборатория современного зрителя», «Музыкальное измерение». Ведет авторский подкаст «Можно выйти» о музыкальном образовании по любви.