Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

В королевстве зеркал

01.07.2024

В июне в Екатеринбурге прошел первый выездной выпуск интенсива для музыкальных блогеров и журналистов «Речь о музыке». Образовательный проект Союза композиторов России организовал совместно с Урал Оперой, где в то же время проходила премьера нового хореографического триптиха. По итогам занятий публикуем лучшие материалы участников мастерской. Текст Арины Воскресенской о том, как отражается реальность в новых балетах.

Проект «Речь о музыке» проходил при поддержке Минкультуры России


8 и 9 июня Урал Опера представила публике балетный триптих. Вечера открывались «Вариациями Сальери», идущими в театре уже десять лет. Два других балета — «Птицы» и «Графит» — стали премьерными. Решение дирекции театра давать эти постановки в один вечер побуждает искать смысловую акколаду, способную связать их воедино.

Одноактный балет «Вариации Сальери» поставил в 2013 году Вячеслав Самодуров, на тот момент ещё малоизвестный хореограф. Спектакль мгновенно стал билетом в мир славы и всего через год после премьеры принес Самодурову его первую «Золотую маску». В основу балета легли 26 вариаций на тему испанской фолии, написанные итальянцем Антонио Сальери в 1815 году. Фолия возникла на шумных карнавалах, но с веками стала ассоциироваться с образами сумасшествия. Сальери исследует возможности фолии, делая её то величавой, то суетливой, а то и вовсе заискивающей. 26 вариаций подобны средневековой пытке каплями — первое проведение темы звучит свежо, с последним же легко потерять рассудок.

В «Вариациях» Вячеслав Самодуров играет с идеей классического балета. Спектакль становится кривым зеркалом, искажающим театральный мир до неузнаваемости. Танцовщики будто балансируют на грани веселья и безумия, в один момент исполняя классические балетные па, в другой — кружась в подобии первобытного танца. Сюрреализма действию добавляет и работа художников по свету Кристофера Стивена Дейви и Нины Индриксон. Луч прожектора выхватывает изящные фигуры и отражает их черными монстрами на алом бархате задника, заставляя задуматься — так ли идеален и чист балетный мир на самом деле?

На смену зеркалу кривому приходит «черное зеркало» — балет «Птицы». Как в ленте смартфона перед зрителем стремительно проносятся притягательные, но пустые образы. Хореограф Игорь Булыцын и художница Пелагея Щеглинская создали на сцене медиа-поток, который невозможно перестать скролить. Пернатые инфлюенсеры одеты по последним трендам, они красуются друг перед другом в брачных танцах, задают моду, стремятся диктовать свои условия миру. Однако они беззащитны перед охотником — зрителем. Тепловизор восприятия считывает неуверенность «птиц» в себе и раскрывает их главный секрет: вся эта крикливая суета и бравада — не более, чем фильтр в соцсети.

Оркестровая сюита Отторино Респиги «Птицы», на которой основан балет, тоже своего рода фильтр — уже музыкальный — для произведений барочных композиторов XVII века. Итальянский композитор предложил новый взгляд на произведения прошлого, переписав музыку для клавесина и лютни на полотно оркестровой партитуры.

Третье зеркало вечера, балет «Графит», снимает со смотрящего ожидания общества, отражая только личность без прикрас. Изначально поставленный для Дома культуры «ГЭС-2» — полностью открытого пространства, стирающего границы между артистом и зрителем, балет был перенесен на сцену Урал Оперы для июньской премьеры. Изменились условия исполнения, карандашные грифели были собраны в коробку классической сцены, музыканты, за исключением перкуссий, спущены в оркестровую яму.

Графит, как и человеческая психика, обладает огромным потенциалом — от мягкой хрупкости до алмазной тверди. Хореограф спектакля Антон Пимонов не ставит жестких условий материалу, давая графиту возможность превратиться в кристалл и вновь рассыпаться по сцене, заполняя собой пространство наравне с музыкой Владимира Горлинского. Звуки инструментов и движения танцовщиков рождают чарующее броуновское движение, вводя зрителя в транс и позволяя искать самого себя в отражении зеркала сцены.


Фото: Пресс-служба «Урал Оперы Балета»