11.04.2024
Как известно немногим, поскольку в космосе нет воздуха, который мог бы вибрировать, космос — беззвучен. Однако, композиторы продолжают им вдохновляться. 12 апреля в ГРАУНД Солянке пройдет музыкальный фестиваль, и ГРАУНД Солянка поговорила с композитором и куратором «Вдохновленных космосом» Марией Аникеевой.
ГРАУНД Солянка: Мария, что ты представишь на фестивале «Вдохновленные космосом», в котором участвуешь уже второй раз и программу которого курируешь? Сложно ли одновременно заниматься кураторством и композиторством?
Мария Аникеева: Однодневный фестиваль приурочен к Дню космонавтики и объединяет современных композиторов и исполнителей музыки на народных инструментах. Я буду одним из 10 композиторов, которые специально пишут сочинения к этому фестивалю, и представлю произведение для фольклорного и народного ансамблей. Больше пока ничего не скажу — у нас сюрприз. Одновременно заниматься кураторством и композиторством мне нравится. Мне нравится всех собирать, вдохновлять. Написать музыку для интересного состава — это редкость сейчас. В этом году у нас и фольклорный ансамбль, и электроника тоже будет.
ГС: Ты выпускница и уже сама педагог кафедры композиции Московской консерватории. Твои произведения исполняет ансамбль солистов «Студии Новой музыки» и многие другие. Но в прошлом году ты пошла на курсы композиторов и импровизаторов Владимира Горлинского и Алексея Сысоева в ГРАУНД Солянке. Расскажи — зачем, почему? Что дал тебе этот новый опыт? Довольна ли ты процессом и результатом?
МА: На курсы Горлинского и Сысоева я пошла, так как до этого брала частные уроки у Владимира Горлинского, и мне захотелось продолжить занятия с ним уже в формате групповых занятий. Это был очень хороший опыт, потому что были ребята очень разного уровня, из совершенно разных сфер, и было здорово смотреть, насколько профессионально педагоги раскрывали каждого из присутствующих, деликатно и грамотно подводя их к написанию сочинения. Я довольна и процессом, и результатом, очень много для себя почерпнула. И как педагог тоже — наблюдая за тем, как уже такие маститые композиторы делятся своим мастерством.
ГС: У тебя есть опыт коллаборации с современными художниками. Ты писала музыку для экспозиции Натальи Гросицкой и Натальи Пронченко на выставке «Пропейзаж», а также к коллективной выставке «3 × 5» в пространстве Cube этой зимой. Насколько тебе интересно и сложно работать с художниками?
МА: Опыт у меня совсем небольшой, надеюсь, что будет гораздо больше. Мне очень нравится работать с художниками. Я нахожу сама у себя в музыке какие-то точки соприкосновения с тем, каким образом нарисована картина у художника, или как я ощущаю эту картину, и я вот это ощущение передаю. Картина для меня выступает как такая основа, от которой я уже двигаюсь дальше. Я только-только начинаю работать в этом поле, но это вызывает у меня большой интерес.
Работы Наталии Пронченко, озвученные Марией Аникеевой для выставки «Пропейзаж» в ГРАУНД Солянке.
ГС: Ты композитор спектакля театра «Практика» «БродскийМаяковскийБлок». Эта постановка не является в строгом смысле спектаклем, а «собрана» из стихотворений поэтов серебряного века. Сложно было работать с поэзией в театре?
МА: Над этим спектаклем я работала с прекрасным режиссером Еленой Маховой. Нет, работать с поэзией не сложно, это может быть в данном случае связано с личностью режиссера, потому что с Леной работать очень легко, она четко и правильно ставит задачи. Для меня это было большим удовольствием — работать над этим спектаклем. К тому же у нас было ограниченное количество времени. Я за очень короткий промежуток написала музыку. Мне присылали аудиозаписи артисты, как они читают. С каким ритмом и тембром, какие и где они делают акценты, как произносят гласные и согласные — всё это я брала за основу своего сочинения. Поэтому с поэзией в данном случае мне было работать и легко, и приятно, и как-то очень наполняюще.
ГС: Твоя музыка звучит в кинофильме «Арбатство» и еще в нескольких работах. Похоже, что ты пробуешь сразу все направления. Как ты ощущаешь разницу между созданием музыки для выставок, театра, кино? Куда хочется двигаться сейчас?
МА: То, что касается кино, немножко сложнее, потому что кино связано с техническим процессом гораздо больше, чем выставки и театр. Поэтому здесь я пока не нашла тот ключик, который бы мне открывал особенность этой работы и особое какое-то удовольствие от работы в кино. Пока я еще в поиске этого ключика. Хотя есть, например, очень важный мне опыт взаимодействия с кинорежиссером Виктором Кисловым. Он и мой большой друг, и мы с ними делали уже несколько фильмов. У нас не происходит так, что я, условно говоря, озвучиваю фильм — нам удается наладить диалог композитора и режиссера как важных друг для друга фигур. У многих режиссеров есть вот это озвучивание фильма, подчинение музыки, и это мне в кино не нравится. Но когда находится режиссер, который совершенно иначе смотрит на написание, вообще на музыку в целом, на ее сильнейшее воздействие, вот тут получаются очень интересные проекты, которые для меня так много значат. А разница между созданием музыки для выставок, театра и кино большая. В кино мы уже работаем на зрителя, которого я даже, наверное, не увижу. То есть это уже расширение какого-то пространства. Выставка — это мое какое-то внутреннее ощущение от моего прямого взаимодействия и с объектом, и с художником, и с его личностью. Театр — там взаимодействие с энергиями уже большего количества людей, с сюжетом, с нарративом, с художником-постановщиком, с жанром, с пространством самого театра. А двигаться, конечно, везде хочется, потому что если интересный режиссер или художник, то волей-неволей уже неважно, в каком из этих вариантов работать. То есть, в первую очередь важно, с каким человеком ты работаешь, а потом уже то, в каком он пространстве существует.
Фестиваль «Вдохновленные космосом» в ГРАУНДе
ГС: Что нужно делать современному молодому композитору, чтобы продвигать себя и свою музыку, чтобы она звучала не только в консерваторских залах?
МА: Для этого композитору необходимо очень много общаться. Сейчас много лабораторий для молодых композиторов. Я считаю, что необходимо общаться не только с музыкантами, но и с артистами, режиссерами, со всеми. Дать себе такую установку, что общение — это часть нашей профессии. Потому что только через общение, через связи между человеком и человеком, а не между институцией и институцией возникают новые проекты, у которых есть душа.
ГС: Что для тебя в целом значит «быть композитором»?
МА: Ну, во-первых, ты композитор, если ты получаешь деньги за то, что написал музыку. Ты поработал композитором. Второе — ты назвал себя композитором, и кто тебе запретит? Никто не запретит. Ну и как я сама для себя определяю, что такое быть композитором — это когда ты не можешь не писать. Я достаточно рано захотела быть композитором, и у меня просто всегда фонило, что если я некоторое время не пишу, мне физически нехорошо становится, пусто становится. То есть, если мне пусто без этой деятельности композиторской, значит, наверное, мне надо быть композитором.
ГС: Трудно ли сегодня быть «композитором женщиной»?
МА: Мне кажется, что между композитором женщиной и композитором мужчиной разницы нет. Либо ты делаешь музыку, либо не делаешь музыку. Мне пока, наверное, не трудно. Не труднее, чем композитору мужчине.
Итак, 12 апреля, стартовая площадка – ГРАУНД
Ждем вас на однодневном фестивале «Вдохновленные космосом»
Проект проходит при поддержке Минкультуры России