13.12.2023
Творческая программа «Ноты и квоты», учрежденная два года назад Союзом композиторов России, – явление уникальное и не имеющее прецедентов в нашей музыкальной истории. На конкурсной основе солисты, коллективы и институции заказывают партитуры композиторам, состоящим в Союзе. Авторы получают средства на новый музыкальный проект с гарантией его исполнения. Такой подход, очевидно, ставит высокую планку для обеих сторон участников и предполагает серьезный уровень как композиторского, так и исполнительского мастерства. В результате мы встречаем большое количество интересных, нередко концептуальных работ с обширным кругом идей и образов.
7 декабря в Доме Радио состоялась концертная презентация программы. Новые сочинения представили Олег Гудачёв, Константин Комольцев и Дмитрий Мазуров. Музыка молодых композиторов написана для разных составов и вдохновлена совершенно разными источниками. Однако все три номера рифмует сфера меланхолии, туманности и пограничных состояний.
Мрачная эстетика сочинений срезонировала с характерной атмосферой Дома Радио – места, посещение которого неизменно связано с особой ритуальностью. Запах ладана, полусумрак, красный отсвет на строгих колоннах первой студии стали идеальными спутниками этой музыки в зимний морозный вечер.
Сочинение Олега Гудачёва Metal eclipse (исполнители – МолОт-ансамбль) посвящено одной из ключевых фигур русского авангарда – Ивану Вышнеградскому: в этом году экспериментатору в области микрохроматики исполняется 130 лет. В произведении нашли воплощение не только музыкальные цитаты, но и почти осязаемая картина его времени – начала прошлого века. Индустриальные звоны электроники, удары молотками по металлическим дискам в кульминации создают урбанистическое звучание, напоминая о новых слышимых образах, с которыми столкнулся человек сто лет назад. Стучание струн рояля вкупе с хаотичными проблесками виолончельного пиццикато в начале композиции своей ритмической непрервностью напоминает работу большого механизма, движение поезда. Композитор, известный электроакустическими произведениями, на полную мощность использовал возможности, которые открывает эта сфера. Массивное эхо стереофонически проносится по всему пространству зала. Живая обработка звуковых сигналов (о которой авангардисты первой волны могли только мечтать), неожиданно возникший современный бит в духе хип-хоп треков создают своеобразный диалог двух композиторов.
В центральной части пьесы Гудачёв обращается к сочинению «День Бытия» Вышнеградского. Этот масштабный опус, созданный композитором в начале творческого пути, впервые прозвучал за год до его смерти – и не на родине, а во Франции и, что особенно любопытно в контексте декабрьского концерта, в парижском Доме Радио. Российская же премьера состоялась лишь год назад. Все это, вкупе с жестким саундом в пьесе Гудачёва, наталкивает на размышления о трагичной судьбе русского авангарда. Рука виолончелиста, державшая смычок, в конце концов берет молот. Через несколько лет музыкальные эксперименты Вышнеградского окажутся под запретом, уступая место пролетарскому искусству.
Стилистическое переплетение составило основу и пьесы Vertigo Константина Комольцева для скрипки и электроники. Ее название связано с описанием болезненного состояния – головокружения, потери баланса. Агрессивный минималистический паттерн на протяжении всего сочинения кружится потоком мелких длительностей – скрипичное гудение и электронный лязг передают ощущение звона в ушах. Исполнение этой музыки, безусловно, требует колоссальной сосредоточенности и напряжения – большое впечатление производит игра скрипачки Варвары Косовой. У слова, лежащего в названии пьесы, есть и другое определение – на французском языке оно означает «прихоть», «причуды». Это отражено во взаимном проникновении противоположных музыкальных направлений. К виртуозной скрипичной партии присоединяются раскатистые басы, голосовые сэмплы и шипящая партия синтетических ударных. Академическая пьеса превращается в смелую композицию в стиле IDM. Удивительно точным оказалось концертное решение: мерцание синего света в ритм партии электроники подчеркнуло танцевальность, внезапно возникшую из разбалансированных блужданий.
Сочинение Дмитрия Мазурова Concrete («Бетон») для медных духовых и контрабаса вдохновлено одноименным романом австрийского писателя Томаса Бернхарда. Для российского читателя это свежий текст – книгу в переводе на русский язык выпустили в этом году. Экзистенциальный сюжет, представляющий собой поток сознания рассказчика, нашел отражение в дискретной по строению музыкальной композиции: как отрывки монолога, друг друга сменяют отдельные эпизоды. Вероятно, такая структура связана и с дальнейшими планами композитора на произведение – пьеса являет собой фрагмент будущего балета. Холодное звучание меди преимущественно в низком регистре, угрюмая статика созвучий создают тоскливый зимний колорит, отражая время действия и депрессивное, потерянное состояние персонажа. А эпизод с сольными высказываниями саксофона и обилием септаккордов почти в джазовой гармонии отсылает к середине прошлого века – такое звучание ассоциируется с мрачными историями нуарных кинолент. Но заметно в пьесе движение к свету: сквозь густое траурное напластование лучом надежды пробиваются то флажолеты контрабаса, то блестящие звуки флейты. Казалось бы, в тембрах, избранных композитором для сочинения, сложно представить звуковой контраст. Но все же создать его удалось – не в последнюю очередь благодаря чуткому исполнению солистов оркестра Euphoria (дирижер – Елизавета Корнеева).
Программа «Ноты и квоты» позволяет найти воплощение в жизнь сочинениям с самыми разными творческими замыслами. Вероятно, поэтому концертная презентация позволила составить стройную программу из сочинений, схожих по эстетике и характеру.
Автор текста Диана Аксиненко