Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Три квоты на ноты

11.12.2023

7 декабря в Доме Радио состоялась презентация программы Союза композиторов России “Ноты и квоты”. Были исполнены сочинения троих из 25 победителей этого года: Олега Гудачёва, Константина Комольцева и Дмитрия Мазурова. Две премьеры и одна специальная редакция.


Это первая коллаборация Союза композиторов России с Домом Радио, хотя пьесы победителей программы прошлых лет звучали на площадке и раньше: на открытии Третьего международного семинара для молодых композиторов и на концерте OpensoundQuartet. “Ноты и квоты” – это программа творческих заказов для композиторов, запущенная Союзом композиторов России при поддержке Минкультуры России в 2021 году. За три года уже профинансировано создание 62 новых сочинений. Устроена программа так: заявку подают будущие исполнители – оркестры (или солисты) или концертные залы (и театры), с целью сделать заказ конкретному композитору члену Союза, заранее заручившись его согласием. При этом денежное вознаграждение заявителям не предусмотрено, в случае победы финансируется именно работа композитора. А исполнители получают эксклюзивные права на новое сочинение на 2 концертных сезона и должны представить его публике не менее двух раз. При отборе заявок для экспертной комиссии ключевым фактором являются как раз гарантии будущих концертов на статусных площадках, предпочтительно, разных городов – Союз композиторов заинтересован в том, чтобы новые произведения звучали и становились известны. Что именно будет звучать – решают музыканты, никакого эскиза к заявке прикладывать не нужно. Организаторы советуют композиторам работать над сочинением в плотном контакте с будущими исполнителями – так обычно и происходит, общие цели объединяют участников ещё на этапе заявки, а “Ноты и квоты” помогают реализовать задуманное.

Для концерта в Петербурге были выбраны три сочинения молодых, но хорошо известных публике композиторов, каждый из которых экспериментирует с электроникой и междисциплинарностью.

Петербургский МолОт-ансамбль (скрипка – Артур Зобнин, кларнет – Александр Захаренко, виолончель – Дмитрий Лебедев, фортепьяно – Алексей Глазков, рояль – Юрий Полосьмаков), победитель в номинации для малого ансамбля, исполнил сочинение Олега Гудачёва “Metal eclipse”, посвящённое И.А. Вышнеградскому. Премьера состоялась двумя неделями ранее на фестивале “Звуковые пути”, где прозвучала первоначальная версия — для двух роялей (даже есть запись — с 1:42:25). Для концерта в Доме Радио автор подготовил новую версию – для рояля и четвертитонового фортепьяно. Помимо микротоновых паттернов – оммажа Вышнеградскому, сочинение обладает сложной ритмической структурой, в которую в какой-то момент встраивается электронный бит. Дмитрий Лебедев следом меняет виолончель на ударные молотки. Не обошла роль перкуссиониста и Артура Зобнина – он извлекает финальный звук из некой шайбы, будто обрывая линию клавишных.

Скрипачка Варвара Косова, победительница в номинации для солиста, дуэта и трио, представила премьеру пьесы Константина Комольцева “Vertigo” для скрипки и электроники. С латыни vertigo переводится как “головокружение” и действительно, молниеносная скрипка в сопровождении электронного “метронома” увлекли слушателей в десятиминутный вихрь. Следя за руками Варвары, я даже не всегда понимала, какие звуки принадлежат скрипке, а какие — электронике. Минимализм и высокая сложность сочинения отсылали к “Музыке для 18 музыкантов” Райха. Возможно, в дальнейшем “Vertigo” станет частью целого концерта для скрипки и электроники авторства Константина Комольцева.

Третьим сочинением и второй премьерой вечера стала пьеса Дмитрия Мазурова Concrete (”Бетон”) для медных духовых и контрабаса. Исполнители — Оркестр Euphoria (дирижер – Елизавета Корнеева), победители в номинации для большого ансамбля. Стоит отметить, что Дмитрий Мазуров более других представленных авторов ассоциируется с областью электронной музыки, но в этот раз именно у него электроника задействована не была. Фактуру бетона предстояло передать восьми духовым (от валторны до саксофона) и одному контрабасу, звучавшим преимущественно в низком регистре. Название пьесе дал одноимённый роман Томаса Бернхарда, и в планах композитора написать целый балет по роману, в партитуру которого войдёт и представленное сочинение. Пока сложно предположить, какой должна быть хореография на эту музыку, тем интереснее будет увидеть результат. Премьера первого балета Дмитрия Мазурова, “Синяя борода” (одна из частей спектакля “Сказки Перро”, хореограф-постановщик Максим Петров), состоится уже в апреле 2024 г. в Урал Опера Балет.

Концерт длился 40 минут и, кажется, что не хватило вводной или эпилоговой части разговорного формата – узнать чуть больше о программе и сочинениях от первого лица. Помимо прямой функции поддержки создания новых сочинений, у “Нот и квот” есть потенциал обратить внимание широкой аудитории на механизмы появления новой музыки. Мы (слушатели) часто погружаемся в истории премьер и заказов прошлого, но редко задумываемся, кто запускает подобные процессы сегодня. Победители третьего сезона “Нот и квот” только начинают звучать по стране. Ближайшее исполнение — “Концерт для двух флейт с оркестром” Дениса Хорова 16 декабря на V Фестивале «Голос Флейты» в Нижнем Новгороде. О дальнейших концертах можно будет узнать на страницах Союза композиторов (например, в телеграме).

Текст: Лиза Ординарцева
Фото: Александра Перова

Источник