Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Привет будетлянам!

16.05.2023

Много ли мы знаем о Михаиле Матюшине? Студенты консерваторий, искусствоведы и ценители русского авангарда, конечно, слышали это имя в связи с «Победой над солнцем» – футуристической оперой-призраком, о которой в настоящий момент нам мало что известно. Но ещё меньше сведений – о других пластах матюшинских исканий. Сергей Уваров представил в нелектории «Мелодия» первое научное издание партитуры Матюшина, предваряемое собственной исследовательской статьёй. Прежде чем сочинение было исполнено (впервые за сто лет!), в лекции Уварова открылся совсем иной Матюшин, для многих не знакомый прежде. Он предстал и как создатель абстрактных живописных полотен, обладающий цветным слухом, и как ведущий скрипач Императорского Придворного оркестра, и как скульптор – предшественник направления реди-мейд. В любом направлении творчества этот художник смотрел далеко вперёд, обращаясь к «будетлянам» – так в «Победе над солнцем» он назвал людей будущего.

Настоящим открытием стало посвящение в эксперименты композитора с микрохроматикой – четвертитоновой музыкой. Опыты Матюшина не стали попыткой обратиться к индустриальным образам, популярным в начале прошлого века. Наоборот, композитор и автор скульптур из дерева, любивший послушать пение птиц, стремился приобщить искусство к гармонии с природой (сразу вспоминается манифест Николая Кульбина, который говорил, что соловей поёт не по хроматической гамме).

С понятием четвертитона сегодня смогли познакомиться даже не музыканты – объяснение на примере фортепианной клавиатуры оказалось простым и исчерпывающим. А самое главное – звучание современной композиторской техники для кого-то из неискушённой публики теперь, вероятно, стало чуть менее пугающим. Такого эффекта удалось достичь благодаря грамотно сформированной музыкальной программе, которую исполнили скрипач Станислав Малышев и пианистка Наталия Черкасова. Главный номер – «Композиция в четвертях тона» для скрипки в сопровождении фортепиано – был подготовлен инструктивным этюдом для такого же состава. Движение по гамме вверх и вниз через четверти тонов помогло не привыкшему к диссонантности слуху почувствовать мягкость такого звучания.

Видимо, по этой причине, хотя и не без влияния стандартно темперированного рояля, «Композиция в четвертях тона» воспринялась как совершенно традиционная музыка, за исключением, разве что, разъезжающихся по микрохроматике двойных нот у скрипки. Сочинение особенно интересно в качестве исторического документа – можно наблюдать, как композитор расширяет спектр возможностей инструмента, и как это находит воплощение в нотации. Сама музыка, художественная, но конструктивная по изложению, однако, не стала сверхоткровенным высказыванием автора. Во всяком случае, исполнение композиции было встречено слушателями тепло. Небольшая, на три страницы, пьеса стала поводом для диалога, который продолжался более получаса. И даже по завершении официального паблик-тока слушатели не спешили покидать нелекторий «Мелодия» – задавали всё новые вопросы. А кто-то встал в очередь, чтобы приобрести новое нотное издание.

Будут ли расшифрованы все загадки композитора? Это задача для сегодняшних будетлян. В этом смысле интригует признание Сергея Уварова: издание партитуры, сопровождающие комментарии и статья – это лишь часть его более крупного исследования о творчестве Матюшина.

Автор текста Диана Аксиненко