Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Большое событие в маленькой компании

16.05.2023

12 мая в нелектории «Мелодия» состоялась презентация первого издания Михаила Матюшина «Композиция в четвертях тона» для скрипки в сопровождении фортепиано. Прозвучала и мировая премьера этого сочинения. Событие проходило в рамках интенсива для музыкальных журналистов и блогеров «Речь о музыке» – Яна Горбатовская, участница интенсива, поделилась своими впечатлениями.

Из истории «Композиции»

«Композиция в четвертях тона» – одно из немногих законченных произведений Матюшина и единственное художественное сочинение, которое относится к зрелому периоду его творчества. Матюшин написал его в 1923 году специально для только что образованного кружка четвертитоновой музыки – кружок открылся при Петроградской консерватории. Основал его внук Н. А. Римского-Корсакова Георгий, а членами кружка стали его товарищи, молодые двадцатилетние музыканты. «Композиция» впервые была исполнена, но никаких сведений о последующих исполнениях нет. Ноты до настоящего времени также не публиковались.

Почему сейчас?

Спустя почти сто лет после написания сочинение обнаружил Сергей Уваров – молодой учёный, музыковед, культуролог, журналист и исследователь. Все знают Михаила Матюшина как одного из создателей первой футуристической оперы «Победа над Солнцем». Сергей же неожиданно увидел его картины, и открытие поразило его. Он стал разыскивать информацию о композиторе и понял, что это, своего рода, terra incognita: сведений почти нет. Вскоре выяснилось, что нотные материалы хранятся в архиве Пушкинского дома в Санкт-Петербурге. Именно там Сергей Уваров и нашел, помимо других работ, черновики, чистовую партитуру и лист со скрипичной партией «Композиции в четвертях тона».

Издание

Все найденные материалы в конце концов сложились в первое в истории научное издание нот Михаила Матюшина. Сама «Композиция» – совсем небольшая, занимает всего три страницы нотного текста. Однако помимо современного нотного набора, который выполнил Сергей Стройкин, издание содержит внушительную научную статью Сергея Уварова. Статья посвящена «Композиции», творческому пути Матюшина и его авангардным произведениям, а также содержит взгляд редактора-составителя – описание работы над партитурой, факсимильное воспроизведение рукописи Матюшина. Весь текст снабжен подробными комментариями. По словам Сергея Уварова, зеленая обложка издания напоминает о стремлении Матюшина к природе. Ноты вышли в московском издательстве «Композитор».

Мировая премьера

Программа вечера была заявлена как презентация первого издания «Композиции в четвертях тона», ее мировая премьера и паблик-ток. Сергей Уваров рассказал о пути Матюшина-композитора, о его произведениях и о своей работе над публикацией (если вдруг вы очень хотели попасть на событие и пропустили его, эти сведения вы сможете найти в издании). Скрипач Станислав Малышев и пианистка Наталья Черкасова иллюстрировали рассказ о набросках Матюшина к «Победе над Солнцем» и к «Руководству к изучению четвертей тона» — сборнику технических упражнений композитора для скрипки.

Разумеется, центральным событием вечера стало исполнение «Композиции в четвертях тона». Это небольшое произведение в авангардной манере состоит из нескольких контрастных эпизодов, звучит многогранно: от несколько агрессивного декларирования мысли до нежной лирики, сомнений и неуверенных вопросительных интонаций. Завершением вечера стал паблик-ток: Уварову задавали вопросы о произведении, его авторе и об исследовательской работе, Малышева и Черкасову спрашивали об особенностях исполнения и их ощущениях от четвертитоновой музыки, по-прежнему непривычной нашему слуху. Немногочисленная публика (зал нелектория «Мелодия» вмещает около 40 слушателей) помимо эксклюзивного исполнения смогла приобрести и эксклюзивные материалы: ноты с автографом научного редактора издания Сергея Уварова. Но такой эксклюзив был доступен и большему числу зрителей – онлайн-трансляция доступна на YouTube-канале Союза композиторов России.

Фото: Яна Горбатовская