20.10.2021
11-12 октября 2021 года в Майкопе прошёл Четвертый Межрегиональный фестиваль академической музыки «Адыгея музыкальная». Серия фестивалей была посвящена столетию Республики Адыгея.
В программу двухдневного музыкального смотра были включены произведения композиторов Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестана, Северной Осетии, Чеченской Республики, регионов Южного округа - Краснодарского края, Астраханской и Ростовской областей, Адыгеи и других российских регионов. Фестиваль познакомит слушателей с палитрой современного академического музыкального искусства, объединяющего представителей разных поколений - и новичков в музыке, и профессионалов-композиторов, которые, продолжая заложенные в музыкальном наследии мастеров прошлого традиции, открывают новые перспективы современной академической музыки.
Композитор, народный артист России и Татарстана
Рашид Калимуллин:
Вообще ситуация, когда празднование столетия региона ознаменовано проведением ряда фестивалей современной музыки и конкурсом композиторов – в наше время практически не встречается. Колоссальная работа Союза композиторов Республики Адыгея в лице, в первую очередь, председателя – Аслана Касимовича Нехая, коллектива филармонии, возглавляемой блестящим руководителем – Магомедом Хаджибечировичем Куловым, художественным руководителем Петром Жановичем Темиркановым и команды Министерства культуры региона под руководством Юрия Шумафовича Аутлева, позволила провести фестиваль на высочайшем организационном и творческом уровне. И безусловно, всё это было бы невозможным без поддержки руководства Республики, её Главы — Мурата Каральбиевича Кумпилова.
Я был свидетелем трёх фестивалей, и могу с уверенностью сказать, что год от года профессионализм оркестра растёт, как и сложность исполняемой программы. Особенно считаю успешным в плане безупречной организации и работы оркестра фестиваль, состоявшийся в октябре этого года. Его гостями стали не только живущие в Республике композиторы, но и авторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Перми, Астрахани, Ростова-на-Дону, Владикавказа, и даже Испании. Позволю себе краткий обзор этого события.
Открытие и закрытие фестиваля своеобразной аркой связала музыка первого профессионального композитора Адыгеи, организатора и главного идеолога музыкальной культуры Республики – Аслана Нехая. Напор, сильнейшая энергетика и ритмическая пульсация его «Нартской рапсодии», открывшей фестиваль, с первых звуков захватили внимание слушателей, задав высокий экспрессивный градус всему концерту. Его сменила премьера моего произведения – Симфонические танцы на ингушские народные темы «Свет в горах». Очень благодарен всем оркестрантам, которые не формально, а ответственно и с душой подошли к изучению не только моего произведения, но сочинения каждого участника фестиваля. Тем не менее, хотелось бы пожелать более грамотной работы звукорежиссёров, тем более, что в их распоряжении высококлассная аппаратура.
Задором, энергичностью и напористостью своих образов полностью оправдала название «Кабардинская молодёжная увертюра» композитора Джабраила Хаупы. Следующим номером прозвучало насыщенное полифоническим развитием, весьма яркое сочинение Довлета Анзарокова «Концертино для оркестра». «Горскую рапсодию на черкесские темы для скрипки с оркестром» знаменитого композитора Аслана Даурова (кстати, автора гимна Адыгеи) блестяще исполнила Народная артистка Республики Адыгея Ольга Мамикьян. Трогательностью и хрустальной чистотой образов запомнилось сочинение Ацамаза Макоева «Молитва». Затем очень тепло было принято слушателями произведение московского композитора Владимира Качесова, написанное на адыгские народные темы — «Адыгское каприччио» для фортепиано с оркестром. За роялем — юная, но тонкая и виртуозная пианистка Амина Кясова, студентка МГК им. П.И. Чайковского. Завершили концерт фрагменты из произведения молодого и набирающего популярность композитора Мурата Кабардокова «OST-сюита», в которой он использовал свою музыку к кинофильмам.
Весь концертный день за дирижёрским пультом был замечательный и чуткий музыкант Аркадий Хуснияров — главный дирижёр Адыгейской филармонии. На следующий день его сменил молодой и набирающий мастерство дирижёр Каплан Сташ.
Второй день фестиваля начался с таинственных, сумрачных интонаций второй части Концерта для фортепиано с оркестром московского композитора Павла Левадного. Солистом выступил знаменитый пианист, лауреат многих десятков международных конкурсов, профессор Академий музыки в Миннеаполисе (США) и Такамацу (Япония) Александр Яковлев. После Концерта Левадного последовали острые и напористые интонации Рок-токкаты петербургского автора Леонида Резетдинова. «Прислонившись» к жанру рок-музыки, симфоническое сочинение Резетдинова было наполнено сложными ритмами и экспрессивной динамикой. Следующим номером прозвучало произведение Лидии Резвановой — композитора из Башкирии. Заслуженный артист Республики Адыгея Василий Причепа (флейта) исполнил Поэму для флейты и оркестра «Печаль моя благословенна», в которой ярко контрастировали образ мелодичный и красочный с гармонически и интонационно острым, даже несколько агрессивным. Произведение ростовского композитора Юрия Машина заставило слушателей погрузиться в космизм древне-славянских представлений о мире. Прозвучала первая часть «Между Явью и Навью» его масштабного сочинения «Святая Русь. Преображение». «Прелюдия и фуга для струнного оркестра и ударных» астраханского композитора Александра Рындина запомнились оригинальным и удачным сопоставлением, а иногда и смешением различных жанровых направлений. Композитор Артём Пысь представил на фестиваль весьма яркое произведение «Шыблэ-удж», написанное по мотивам старинного адыгского обрядового танца, посвящённого богу молний и грома. Мурат Хупов — адыгский композитор, много лет проживающий в Испании. Тем не менее, Союз композиторов Адыгеи регулярно включает автора в свои мероприятия. И на сей раз программа концерта предлагала публике послушать его Симфоническую поэму «Адыгея». В завершение фестиваля прозвучал народный танец «Удж» в блестящей, полной энергетики симфонической интерпретации Аслана Нехая.
С большим удовольствием должен отметить максимально возможную с учётом противоэпидемических мер наполненность зала. Художественный руководитель фестиваля – классик адыгейской профессиональной музыки – Аслан Нехай сумел превратить мероприятие Союза композиторов Адыгеи в одно из самых ярких и вызывающий интерес музыкальных событий Республики. Публика ходит на концерты, ждёт фестиваль – это и есть главный показатель его востребованности. Громадные душевные силы, которые Аслан Касимович вкладывает в проведение фестиваля, а также в Союз композиторов Адыгеи и музыкальную культуры Республики в целом, даёт роскошные плоды и вызывает глубочайшее уважение. Я желаю Республике Адыгея и всем замечательным людям, которые в ней живут и блестяще проводят столь масштабные творческие акции, чтобы фестиваль продолжался и стал одним из главных символов музыкальной культуры Адыгеи!