В Союзе композиторов России прошла крупнейшая реформа за все время существования этой организации. Теперь СК РФ — член Российского музыкального союза, а руководящие функции разделены между советом, занимающимся творческими вопросами, и правлением, курирующим административные вопросы. Что все это значит для российских композиторов и — шире — всей отечественной культуры?
Для ответа на этот вопрос надо вспомнить, какую роль Союз композиторов играл в советское время и какую — после распада СССР.
Я вступил в Союз композиторов в 1968 году. Тогда это была очень важная, мощная организация, и каждый молодой композитор считал, что для него стать членом cоюза — некое свершение, это признание его профессиональных достоинств. Вступить в него было очень сложно, собиралась целая комиссия, которая слушала разные произведения композитора, потом было трепетное ожидание — примут или не примут — и, наконец, принимали, что оказывалось, конечно, настоящим праздником.
В те времена Союз композиторов оказывал колоссальную всестороннюю поддержку композиторам. Во-первых, было организовано творческое общение на разных съездах и мероприятиях, на которых коллеги друг другу представляли произведения, выслушивали мнения, что чрезвычайно важно — композитор не чувствовал себя в изоляции.
Во-вторых, Союз композиторов помогал исполнять эти произведения. Существовали различные музыкальные конкурсы — помню, как я, например, в 1969 году стал лауреатом конкурса молодых композиторов благодаря произведению «Скоморох». Все это широко освещалось в прессе, транслировалось по телевидению, такой интерес и внимание к работе композитора крайне значимы, ведь исполнение произведений для любого творца необходимо как воздух.
Союз композиторов возглавляли легендарные музыканты, такие как Родион Щедрин, Арам Хачатурян, Тихон Хренников. Это великие люди, которые внесли огромный вклад в развитие российской музыки. Благодаря им союз представлял собой основополагающую структуру в сфере композиторского искусства.
К моему глубочайшему сожалению, то, к чему мы пришли сейчас, — это отсутствие творческого взаимодействия, материальной помощи и ресурсов, на которые можно опереться, чтобы двигаться дальше в этом мире людям с непростой профессией «композитор».
Можно сказать, что сегодня Союз композиторов практически не функционирует. Непонятно даже, кто в нем числится, какая происходит работа. Наиболее тяжелое положение сложилось у композиторов в ряде регионов, далеких от столичных и культурных центров. Вынужденная борьба за выживание, ситуация по принципу «каждый сам за себя» существенно ослабляют существовавшие десятилетиями творческие связи.
При этом каждый год учебные заведения выпускают множество молодых композиторов, которые так и не находят себе применение. Очень тревожит ситуация, связанная с тем, что многие потом уезжают из России, успешно работают во всем мире, но к нашей стране уже, получается, особо не имеют отношения. Как мне кажется, это неправильно. Эти люди получили образование здесь, они были воспитаны здесь, и школа — та самая знаменитая российская композиторская школа — продолжает развиваться. Важно собрать те таланты, которые рассеяны по всему миру, и сказать, что российские композиторы должны сплотиться, объединиться.
Поэтому сегодня крайне остро стоит вопрос о том, как поддержать ту великую композиторскую традицию, которой славилась Россия. Собрать по крохам то, что осталось.
И сейчас союз стоит перед новым витком своего развития — если до этого дня он не жил, а выживал, то сейчас появился шанс вновь стать силой в мире музыки — как прежде.
В марте Союз композиторов заявил об угрозе банкротства. Помочь вызвался Российский музыкальный союз (РМС) — это серьезная структура, которая объединяет композиторов, академических исполнителей, представителей джазового и эстрадного искусства, музыкального менеджмента, музыковедов. Она создана относительно недавно, но уже успешно действует и может взять на себя функции «опекуна» Союза композиторов, помочь ему «встать на ноги». При этом очень важно, что союз останется независимым.
Станет возможным обеспечить то, что композиторам необходимо, — творческую атмосферу, ощущение, что их профессия востребована, к ней относятся с уважением. Авторы не будут больше чувствовать себя затерянными в этом рыночном мире.
Объединения композиторов есть далеко не во всех странах, но там, где они есть, композиторы чувствуют себя совершенно по-другому. Это как профсоюз, где все друг друга поддерживают, помогают. И вхождение в РМС — это единственно возможный сейчас путь, чтобы начать новое существование.
У нас уже есть успешный пример. Молодежное отделение (МолОт) Союза композиторов, созданное в 2009 году, недавно вступило в РМС — и результаты этого шага уже налицо: своими международными акциями, фестивалями новое поколение возрождает ту единую творческую среду, которая существовала во времена расцвета Союза композиторов. Наша молодежь изначально ставила перед собой глобальную цель — создание с помощью музыки нового геокультурного пространства, охватывающего не только Россию, но и страны СНГ.
Теперь же РМС протянул руку помощи и всему Союзу композиторов, взяв на себя обязательства о выплате задолженности союза перед налоговыми органами и предоставил юристов для проведения аудита. Вместе мы сможем восстановить сотрудничество с зарубежными композиторскими объединениями стран ЕАЭС, установить новые связи с творческими гильдиями разных стран, так как именно РМС — член IMC (Международный музыкальный совет при ЮНЕСКО) и EMC (Европейский музыкальный совет).
Таким образом, сегодня задача союза — не потерять современную публику и наладить прочные связи с музыкантами-исполнителями, сохраняя при этом верность традициям композиторской школы. И я уверен, что благодаря нашему сотрудничеству с РМС мы вновь станем сильнейшей профессиональной организацией, центром притяжения музыкальной элиты.
Автор — председатель совета Союза композиторов России