
«Театр новой музыки» создан в Саратове в мае 2010 года и стал известным творческим коллективом, направленным на исполнение и популяризацию современной академической музыки. Он постоянно проводит концерты, композиторские фестивали и конкурсы. Музыкальным коллективом в Саратове исполняется музыка композиторов Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Казани, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Йошкар-Олы, Барнаула, Красноярска, республики Молдова, Италии, Германии, Израиля, США.
«Театр» познакомил жителей Саратова и других городов нашей страны с произведениями современных российских композиторов – Алексея Павлючука, Владимира Орлова, Сергея Полозова, Михаила Хейфеца, Ольги Дюжиной, Алексея Шиховцова, Анны Колпаковой, Александра Рындина, Алексея Кремаренко, Сергея Попова, Игоря Дороднова, Павла Левадного, Андрея Молчанова, Екатерины Шатровой, с представителями русского музыкального авангарда первой трети XX века – Григорием Крейном, Николаем Рославецем, Артуром Лурье, Михаилом Матюшиным, Александром Мосоловым, открыл саратовским слушателям американских минималистов – Т. Райли, С. Райха.
«Театр Новой Музыки» был создан студентами-композиторами Владимиром Орловым и Дмитрием Сундыревым как содружество музыкантов, объединенных для исполнения современной академической музыки композиторов, живущих и создающих свои сочинения в настоящее время. Композитор, председатель Саратовской региональной творческой композиторской организации всероссийской общественной организации Союз композиторов России, кандидат искусствоведения, доцент Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова Владимир Орлов и сейчас является бессменным художественным руководителем коллектива.
«Театр новой музыки» – ансамбль музыкантов, который известен не только в Саратове, но и за его пределами. География творческих контактов ансамбля охватывает Россию и зарубежье (США, Германия, Италия, Израиль). Ансамбль осуществляет совместные концерты и творческие проекты с саратовскими режиссерами, актерами, поэтами и художниками. Это проекты «Музыка театра и кино», «Девять размышлений о жизни», «Ранний музыкальный Саратов», «Русский музыкальный авангард», международный проект по исполнению современной музыки «Call For Scores-2016».
26 апреля 2025 года в Белом зале Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая состоялся концерт ансамбля «Театр новой музыки» «Голоса современных композиторов», где прозвучали сочинения Ольги Дюжиной (Барнаул), Игоря Дороднова (Саратов), Павла Левадного (Москва), Андрея Молчанова (Новосибирск), Ольги Ильиной (Санкт-Петербург), Снежаны Пысларь (Молдова, Кишинев), Алексея Шиховцова (Красноярск), Анны Колпаковой (Барнаул), Екатерины Шатровой (Санкт-Петербург), Владимира Орлова (Саратов).
Исполнили сочинения современных композиторов замечательные артисты саратовского «Театра новой музыки» – Эрика Саркисова (сопрано), Александра Орлова (скрипка), Дмитрий Толочков (контрабас), Татьяна Левашова (фортепиано). Ведущим концерта был композитор Владимир Орлов.
Барнаульские музыканты и любители музыки впервые услышали «Театр новой музыки» в 2024 году, когда этот творческий коллектив посетил краевую столицу с концертной программой «Современная музыка для контрабаса». Этот концерт был полностью исполнен артистами ансамбля Дмитрием Толочковым (контрабас) и Татьяной Левашовой (фортепиано).
Творческие контакты «Театра новой музыки» и Алтайского регионального отделения Союза композиторов России начались с октября 2023 года в Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова на V Международном фестивале современного искусства «Арт-модерн». Там на Вечере современной камерно-инструментальной музыки были исполнены «Ветры Сатурна» для флейты и фортепиано Алексея Шиховцова (Красноярск), исполненные дуэтом в составе Татьяны Левашовой (фортепиано) и Марии Харковенко (флейта) и «PASSACAGLIA» для контрабаса и фортепиано Ольги Дюжиной (Барнаул), которую сыграли Татьяна Левашова (фортепиано) и Дмитрий Толочков (контрабас). 19 апреля 2025 года в Театральном зале Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова состоялся концерт «Музыка для ударных инструментов», где исполнялось «Сказание о людях тайги» Ольги Дюжиной.
Концерт «Голоса современных композиторов» в Белом зале музея был открыт частью из вокального цикла «Басни И. А. Крылова» Игоря Дороднова (Саратов) – «Ворона и Лисица» для сопрано и фортепиано в исполнении артистов ансамбля «Театр новой музыки» – Эрики Саркисовой и Татьяны Левашовой. Традиция создавать музыкальные произведения на тексты басен сложилась в России еще в XIX веке. В истории сохранились сведения о постановке детской оперы «Музыканты» Н. П. Брянского (по басне «Квартет») в Студии Оперного театра С. И. Зимина в 1916 году. А. Г. Рубинштейн написал несколько басен – «Квартет», «Осел и Соловей», «Кукушка и Орел», «Стрекоза и Муравей» для голоса и фортепиано. Басни писали А. Т. Гречанинов, Ц.А.Кюи, К. Н. Шведов, В. И. Ребиков, Д. Д. Шостакович. Яркая и выразительная музыка композитора И. Дороднова насыщена песенно-танцевальной жанровостью, звуковой изобразительностью, а в вокальной партии басни «Ворона и Лисица» использованы разнообразные типы вокальной речи: здесь есть и кантилена, и вокальный речитатив, и мелодекламация.
Затем было исполнено сочинение Алексея Шиховцова (Красноярск) «С кометы» для скрипки и фортепиано. А. Шиховцов – член Алтайского регионального отделения Союза композиторов России. Его музыка неоднократно звучала в Саратове. На V Международном фестивале современного искусства «Арт-модерн» были исполнено сочинение «Ветры Сатурна» для флейты и фортепиано, сыгранное дуэтом в составе Татьяны Левашовой (фортепиано) и Марии Харковенко (флейта). На концерте «Голоса современных композиторов» пьеса «С кометы» прозвучала в исполнении Александры Орловой (скрипка) и Татьяны Левашовой (фортепиано). У Алексея Шиховцова есть другой вариант этого сочинения – для голоса и фортепиано на стихи Валерия Брюсова. В этой музыке композитор сосредоточен на эмоциональном состоянии влюбленных, обитающих на комете и наблюдающих за Землей в ожидании, что путеводная звезда сможет помочь переместиться из беззвездного пространства к свету.
После сочинения А. Шиховцова последовала «Фантазия» для скрипки и фортепиано Анны Колпаковой (Барнаул), исполненная Александрой Орловой и Татьяной Левашовой. А. Колпакова – член Алтайского регионального отделения Союза композиторов России. Алтайские слушатели имели возможность познакомиться с музыкой А. Колпаковой. На фестивалях и концертах в Барнауле звучали ее Три фрагмента из музыки к трагедии А. С. Пушкина «Пир во время чумы», Колыбельная, ст. О. Берггольц, «Романс» на ст. Э. Асадова, «Ласточка» для флейты и фортепиано. Слово «фантазия» в переводе с греческого означает – «воображение». Фантазия – это жанр инструментальной музыки, для которого характерна свобода формы, он восходит к традициям исполнительской импровизации XVI-XVII вв. Первые фантазии создавались для лютни и виолы, для клавишных инструментов, они близки к каприччио, токкате, канцоне, ричеркару. Композиторы-романтики стали объединять в фантазии разные жанры, появился жанр одночастной симфонической фантазии, связанный с программностью, с характерной для нее свободой изложения музыкального материала и яркими контрастами. В XX и XXI вв. композиторы продолжили использовать основные композиционные принципы фантазии – импровизационность и программность. Композитор А.Колпакова создала свою необычайно мелодичную «Фантазию» в романтическом стиле.
Далее, в исполнении Александры Орловой прозвучала Соната-фантазия для скрипки соло Екатерины Шатровой (Санкт-Петербург). В Барнауле на Международном фестивале камерной музыки «Покровские премьеры» в 2023 году уже исполнялась музыка этого композитора – это соната для кларнета соло «Cantata silva». Жанр сонаты-фантазии известен нам по творчеству Ф. Листа (Фантазия-соната «По прочтении Данте»), Ф. Мендельсона (Фантазия-соната для виолончели и фортепиано), А. Скрябина (Соната-фантазия для фортепиано), А. Чайковского (Соната-фантазия «Флорентийский фантом» для фортепиано). Соната в этом жанре не отражает классического представления о ней, она стала одночастной, все остальные канонические признаки сонаты нивелировались, стали незначительными. Как мы видим, в современной музыке интерес к жанру фантазии у композиторов сохраняется.
Концерт продолжился диптихом Ольги Ильиной (Санкт-Петербург) для сопрано, контрабаса и фортепиано на ст. Н. Филимоновой. «Ночь и луна» в исполнении Э. Саркисовы, Д. Толочкова и Т. Левашовой. Эти два вокальных сочинения лирического характера можно назвать ноктюрнами.
В концертной программе в исполнении Д. Толочкова и Т. Левашовой прозвучала Юмористическая литературно-музыкальная быль в трех частях «Про Комара Комаровича» для контрабаса и фортепиано Андрея Молчанова (Новосибирск). 1 ч. – Пролог, 2 ч. – После полудня, 3 ч. – Пляска комара. В этом колоритном, наполненном юмором сочинении композитор объединил черты фольклорной и академической музыки.
Концерт продолжился сочинением с названием «INITIO» для контрабаса и фортепиано, исполненные Д. Толочковым и Т. Левашовой, композитора Павла Левадного (Москва). Алтайские слушатели знакомы с отдельными сочинениями композитора, звучавшими на композиторских фестивалях, проходивших в Барнауле в последние пять лет. Здесь исполнялись Концерт для фортепиано с оркестром; вокальный цикл на стихи японских поэтов «Небесная река»; цикл фортепианных миниатюр «Момент истины»; «Вдова» на ст. С.Лобанова для голоса и фортепиано, «Свете тихий» для голоса и фортепиано. Слово «INITIO» в переводе с латинского означает «начать», «начаться», «сначала», «вначале», «вступление», «зарождение». Произведение поражает своим драматическим накалом, динамической мощью и колоритностью.
Композитор Владимир Орлов (Саратов) – создатель и художественный руководитель ансамбля «Театр новой музыки», художественный руководитель Всероссийского фестиваля творчества и науки «Искусство сегодня» и Международного фестиваля современного искусства «Арт-модерн» уже известен барнаульской публике. В Барнауле исполнялись «Триптих» (Прелюдия, Интерлюдия, Постлюдия) для контрабаса и фортепиано; сюита для виолончели и фортепиано «Эскизы»; романс на ст. А. С. Пушкина «Что в имени тебе моём»; композиция для кларнета и фортепиано «Энергетический потенциал». На концерте «Голоса современных композиторов» было исполнено сочинение В. Орлова – «Перемещение» для сопрано, контрабаса и фортепиано в исполнении Э. Саркисовой, Д. Толочкова и Т. Левашовой.
Музыка композитора из Молдовы – Снежаны Пысларь всегда исполняется на концертах и композиторских фестивалях в Барнауле. Это «De-or trece anii» для голоса и фортепиано на ст. М. Эминеску, «Antem» (The Divine Image) для смешанного хора на ст. У. Блейка, «Элегия» для кларнета и фортепиано, «Флейта Марсия» для флейты соло. На концерте «Голоса современных композиторов» было исполнено сочинение «Memento Vivere» для контрабаса и фортепиано. «Memento vivere» написано в 2024 году, его название связано с известной латинской фразой «Memento mori sed memento vivere» («Помни о смерти, но не забывай и о жизни» («помни о жизни»). Этот афоризм говорит о необходимости ценить каждую минуту своей жизни, которая является большим Небесным даром. Премьера пьесы прозвучала на международном фестивале «Дни новой музыки» в столице Молдовы в исполнении Юрие Мунтяну (контрабас) и Елены Туря (фортепиано). На концерте «Голоса современных композиторов» произведение прозвучало в исполнении Д. Толочкова и Т.Левашовой. Музыка «Memento vivere» очень необычна, она вся пронизана интонациями и ритмами сочинений давно ушедших композиторов, аллюзиями на разные эпохи и стили.
Концерт завершился Поэмой «Хан Алтай» для сопрано, контрабаса и ударных на текст путевого дневника Н. К. Рериха «Алтай-Гималаи» Председателя Алтайского регионального отделения Союза композиторов России композитора Ольги Дюжиной (Барнаул). Поэма «Хан Алтай» посвящена 100-летию пребывания Н. К. Рериха на Алтае. Сочинение О. Дюжиной создано в рамках программы «Ноты и квоты» Союза композиторов России при поддержке Министерства культуры РФ. У народов, проживающих на территории Алтайских гор Хан-Алтай – это хозяин Алтая, он считается покровителем богатства, божеством плодородия, продолжения рода и воплощает в себе одновременно черты Бога и человека. «Хан Алтай» О.Дюжиной – это цикл из семи частей на текст X главы («Алтай») путевого дневника Н. К. Рериха «Алтай-Гималаи». Сочинение «Хан Алтай» очень необычно по своим исполнительским особенностям, где партия вокала, шаманского бубна, гонга и других ударных инструментов предназначена для одного и того же музыканта. Вокальная партия Поэмы потребовала от певицы одновременного выполнения как сложных вокальных задач – напевность, певучесть, вокальный речитатив, мелодекламация, так и владения искусством игры на алтайских ударных инструментах.
Концерт ансамбля «Театр новой музыки» «Голоса современных композиторов» был тепло встречен жителями Барнаула. Сочинения современных академических композиторов отлично исполнены саратовскими музыкантами, которые вложили большой труд в интерпретацию современных произведений. Барнаульская публика, постоянно присутствующая на концертах и фестивалях современных академических авторов, которые организует Алтайское региональное отделение Союза композиторов России, за много лет приучила слушателей позитивно реагировать на новое звучание, на особый язык композиторов, сочиняющих музыку сегодня. Новая музыка бывает довольно сложной для восприятия обычного слушателя, так как современные сочинения не всегда соответствуют привычным представлениям публики о музыкальном искусстве. Но на концертах, где звучит современная академическая музыка, уже сформировалась общество, осознающее, что новое – это основа будущего.
Елена Валерьяновна Пляскина
член Союза композиторов РФ,
Заслуженный работник культуры Российской Федерации,
профессор