29 октября в Концертном зале имени П.И. Чайковского состоится московская премьера Концерта для двух флейт Дениса Хорова. Это произведение, написанное в рамках программы Союза композиторов «Ноты и квоты», прозвучит на открытии фестиваля «Пять вечеров». О том, что представляет собой творческая программа, зачем она нужна и как воспринимают музыку слушатели, молодой композитор рассказал в интервью Любови Павловской.
Фестиваль проходит при поддержке Минкультуры России
Денис, почему вы написали концерт для двух флейт? Вам так нравится этот инструмент?
Идея концерта была сформулирована исполнителем Ириной Стачинской, которой посвящено произведение. Изначально я собирался писать концерт для флейты с оркестром, но Ирина предложила написать его именно для двух флейт, ведь такой музыки в принципе очень мало. А в русской — это первый концерт для двух флейт с оркестром.
Получается, Ирина Стачинская — ваш творческий соратник?
Безусловно. Ирина вдохновляет многих композиторов своим стремлением играть новую музыку, показывать ее и рассказывать о ней. Первое мое произведение, которое я написал для нее — Серенада для флейты и фортепиано. Следующим сочинением стал этот Концерт, а недавно я написал «Балканский ветер», который Ирина с успехом исполнила во время гастролей по Балканам.
Концерт для двух флейт был написан в рамках творческой программы Союза композиторов «Ноты и квоты». Расскажите о том, как она устроена.
«Ноты и квоты» — это своеобразная форма творческого заказа. Солисты или творческие коллективы совместно с композитором присылают заявки на создание (и последующее исполнение) произведения. Союз композиторов отбирает заявки-победители и по итогам работы выплачивает авторам сочинений творческий гонорар.
Вы считаете, что «Ноты и квоты» способствуют популяризации современной музыки?
Да, потому что, отбирая заявки, Союз композиторов предъявляет серьезные требования к исполнителям. Это солисты, коллективы с биографией, историей, с запланированным графиком гастролей. Программа делает ставку на инициативных молодых музыкантов, у которых есть искреннее желание заказать произведение, сыграть его, рассказать о композиторе. Всё это способствует возрождению отношений между композитором и исполнителем, которые были утеряны в последнее время. Зачастую исполнители не знают современных композиторов, что они делают, что пишут. И композиторы не очень хорошо представляют исполнителей, которые, возможно, хотели бы сыграть музыку. Эта программа — еще и место знакомства, новых контактов и творческих связей. Это, конечно, со всех сторон замечательно.
Ваш Концерт уже прозвучал в Иркутске, Нижнем Новгороде, Хакасии, Тамбове. Влияет ли широкая география исполнения вашей музыки на ее восприятие?
Честно говоря, Концерт для двух флейт — первое мое сочинение, которое за полгода после премьеры прозвучало в четырех разных регионах России. Я присутствовал на трех исполнениях и понял, что публика очень ждет музыки, к которой она может быть причастной эмоционально и интеллектуально. Музыки, которая вызовет у аудитории понятные и очень положительные эмоции. При этом людей радует и удивляет сам факт наличия «живой» русской композиторской школы и композиторов, пишущих сегодня. Помню, в Иркутске ко мне подошли слушательницы после концерта и сказали: «Мы даже представить себе не могли, что у нас в России есть молодые композиторы, которые пишут симфоническую музыку». То есть, их впечатления были связаны по большому счету не только с музыкой…
…а с вашей личностью?
С тем, что что в России вообще существует композиторская школа, и она живет. Для слушателей сам факт того, что это есть — уже радость. Особенно было приятно видеть, что Концерт везде приняли очень хорошо, тепло. Кто-то восхищался игрой исполнителей, кто-то — оркестром, кто-то — музыкой. Здесь даже не так важно, что именно впечатлило. Важно то, что люди пришли, получили эмоции, о чем-то задумались. Возможно, их жизнь стала более разнообразной, появились новые идеи. Этот толчок к развитию — важный запрос для многих людей.
Вы ориентируетесь в своем творчестве на отзывы публики?
На мой взгляд, публика порой подсказывает мне неожиданные вещи, хотя я считаю, что процесс создания музыки — особая замкнутая система, которая на самом деле формируется под воздействием многих факторов. Композитор их и сам не всегда улавливает. Реакция публики для меня как обратная связь, которая вдохновляет на то, чтобы продолжать писать музыку. Чтобы понимать, что путь, который я когда-то избрал, решив стать композитором, верный. Что музыка вдохновляет не только меня, но и других людей!
Вы — глава отдела творческих проектов Музея А.Н. Скрябина. Вдохновляет ли вас то, что происходит вокруг вас, на творчество? Ведь это часть вашей жизни.
Да, я понимаю желание романтизировать фигуру композитора и приписать к его творчеству влияние всего и вся, что происходит вокруг него. Это желание очень понятно. Но я бы не утверждал, что на композитора влияет абсолютно всё.
Из трех композиторов, сочинения которых прозвучат 29 октября, вы — самый молодой. Скажите, возраст влияет на творческую работу? Вы сравниваете себя с более опытными коллегами: Алексеем Сысоевым, Юрием Красавиным?
Мне кажется, у каждого возраста свои задачи. Кроме того, в композиторском мире вообще конкурентов быть не может: композиторы представляют очень разные интересные миры. А сравнивать себя и свое творчество с творчеством, например, Баха — вообще глупо. Я даже не мыслю в категории конкуренции: в этом смысле композитор — благодарная профессия.
Концерт для двух флейт и симфонического оркестра доступен к прослушиванию на сайте композитора deniskhorov.ru.
Автор текста Любовь Павловская