Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

«КАРТИНКИ НОМЕР 7»: ПЕРЕЗАГРУЗКА

«КАРТИНКИ НОМЕР 7»: ПЕРЕЗАГРУЗКА

С 25 по 29 октября в Нижнем Новгороде, спустя долгие пять лет, прошел уже Седьмой международный фестиваль современной музыки «Картинки с выставки»

Детерминанту его «перезагрузки» определили не только факторы мирового масштаба, Covid-19, но и внутренние перемены. В 2021 году ушел из жизни автор идеи и бессменный художественный руководитель фестиваля Борис Гецелев. Теперь в авангарде проекта, подхватив принципиальную для Нижнего Новгорода инициативу по пропаганде актуальной музыки, выступили его ученики – новый председатель региональной организации Союза композиторов России Марк Булошников и заведующая кафедрой композиции и инструментовки Нижегородской консерватории Оксана Зароднюк. Стабильную составляющую фестиваля обеспечивал председатель оргкомитета, президент Нижегородской консерватории Эдуард Фертельмейстер. Безупречность работы организационных механизмов форума поддерживалась координатором проекта Михаилом Одиноковым. Проведению также способствовали Президентский фонд культурных инициатив, Союз композиторов России и Ассоциация выпускников Нижегородской консерватории.

Концепция фестиваля сохранила главные приоритеты и не подверглась революционным преобразованиям. Тренд на максимально широкий охват опусов современной музыки последних десятилетий остался неизменным. «Наш фестиваль, продолжая свою жизнь, выполняет миссию первопроходца, открывая новые композиторские имена, исполняя малоизвестные сочинения признанных мастеров, представленные в разных музыкальных жанрах», – так декларируют художественные акценты проекта его организаторы.

Заключительный концерт фестиваля. Оксана Зароднюк и Эдуард Фертельмейстер

В этом году творческий марафон обрел особое звучание, поскольку две смысловые линии – юбилейная и мемориальная – стали в нем главными. Ощутимая мозаичность фестивальной палитры, сказавшись в чередовании имен – от Сальваторе Шаррино и Габриэля Прокофьева до Настасьи Хрущевой и Ефрема Подгайца; композиторских техник – от сериальности и алеаторики до спектральности и минимализма; стилевых «бликов» – от экспрессионизма и метамодерна до неоромантизма и рэгги; жанров – от фантазии-лубка и салонной пьесы до Perpetuum Moebius и Квинтетино, оказалась обманчивым внешним признаком.

Фестивальную многоликость происходящего скрепили знаковые для нижегородцев фигуры Родиона Щедрина, Бориса Гецелева, Эдуарда Фертельмейстера. Они сформировали музыкальный триумвират, наделив происходящее духом подлинности, художественной глубины и мастерства, избавив проект от «привкуса» дешевой претенциозности и надуманного интеллектуализма.

2022 год – юбилейный для Родиона Щедрина и Эдуарда Фертельмейстера. «Отсроченное» торжество с исполнением новой музыки, не состоявшееся при жизни композитора, определило акценты «Симфонических приношений» в память Бориса Гецелева. Премьерное исполнение его одночастной Пятой симфонии с хором прозвучало на закрытии фестиваля в исполнении Симфонического оркестра Нижегородской филармонии и Камерного хора «Нижний Новгород». Задуманная совместно с художественным руководителем коллектива Александром Скульским, премьера воспринималась как hommage и самому дирижеру, ушедшему из жизни совсем недавно.

Симфония, завершившаяся вдохновенными тютчевскими строками «Чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса…», окрасилась для слушателей смыслами-откровениями. Творческое завещание композитора, остро реагировавшего на все сдвиги времени, отразило его credo – умение в непрерывном пульсирующем течении жизни замечать самые разные ее оттенки: хрустальную хрупкость мгновения, трепетность лирического чувства, ироничную самозащиту от разрушительных сил вторгающихся внешних обстоятельств.

Идею вечной красоты и изменчивости мира, определивших основу философского замысла симфонии, удалось убедительно реализовать выпускнику Нижегородской консерватории, много лет возглавляющему Архангельский камерный оркестр, Владимиру Онуфриеву. Концентрированность дирижерской мысли, волевой посыл и продуманность архитектоники масштабной композиции немало способствовали успеху нового сочинения.

Ностальгический мотив связан и с избранными для фестиваля сочинениями Родиона Щедрина: «Мессой поминовения» памяти Майи Плисецкой, исполненной звенящего от острой боли крика, прозвучавшей в блистательном хоровом концерте (исполнители – Камерный хор «Нижний Новгород», худрук и главный дирижер Иван Стольников); «Романтической музыкой из балета “Анна Каренина”», составившей превосходный лирико-драматический тандем с Пятой симфонией Бориса Гецелева в кульминационной точке фестиваля.

Азарт и экстравертная подача материала, столь свойственная стилистике двух мэтров, концентрированно проявились в их опусах – Концерте для кларнета Бориса Гецелева (солист Игорь Федоров) и Втором фортепианном концерте Родиона Щедрина (солист Руслан Разгуляев), которые придали драматургическую целостность заключительному вечеру форума.

Московский ансамбль современной музыки

Как и всегда, фестивальный акцент был сделан на камерной музыке. Здесь хедлайнерами стали блистательные коллективы – Студия новой музыки, Московский ансамбль современной музыки, OpensoundQuartet, с безупречным мастерством представившие публике опусы лидеров современных музыкальных новаций – Владимира Тарнопольского, Джона Адамса, Дмитрия Курляндского. А также, и этот факт симптоматичен и константен для фестиваля, прозвучали сочинения яркой плеяды нижегородских авторов разных поколений – Владимира Холщевникова, Дениса Присяжнюка, Марка Булошникова.

Новый вектор проекта, придавший ему особое концептуальное звучание, определили творческие встречи с авторами музыки сегодняшнего дня. На откровенный разговор решились признанные мастера отечественного искусства – Виктор Екимовский, Татьяна Сергеева, Эдуард Фертельмейстер, который на хоровом вечере представил свое недавнее сочинение «Шесть новелл на стихи Евгения Евтушенко». Молодой московский композитор Ольга Бочихина поделилась свежими перформативными идеями. Их концертное подтверждение слушатели нашли в ее сочинении «Пространственно-акустические миражи», которое позиционировалось как созданный автором новый жанр.

Темный зал Арсенала прорезали лучи, направляемые медленно двигающимися перформерами на старые кирпичные стены Нижегородского кремля. У слушателей возникало ощущение растворения в особой акустической атмосфере, наполненной выдержанными тонами струнных, кларнета и звуковыми волнами, расходящимися от воспроизводимого в записи звука падающих капель в водном резервуаре Брудерхольца (Швейцария). Суггестия состоялась. Что это? Музыка? Или пространственно-звуковая инсталляция?

Праздник закончился, но вопросы остались. На них через два года постарается ответить Восьмой фестиваль «Картинки с выставки». И Седьмой дал для этого веские основания.

На фото сверху: Камерный хор «Нижний Новгород»

Автор текста Татьяна Бочкова

Источник