Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

«ФРЕСКИ» И ПЕСНИ ДЛЯ ТРУДНЫХ ВРЕМЕН

«ФРЕСКИ» И ПЕСНИ ДЛЯ ТРУДНЫХ ВРЕМЕН

В «ЗАРЯДЬЕ» ПРОШЕЛ ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР РАШИДА КАЛИМУЛЛИНА

Концерт состоялся при поддержке Минкультуры России и Союза композиторов России

Столичные концерты народного артиста РФ Рашида Калимуллина традиционно собирают как коренную московскую публику, так и гостей из Республики Татарстан, откуда родом композитор (ныне занимающий престижный пост председателя Правления Союза композиторов России). В Казани его творчество особенно ценят, гордятся прославленным соотечественником, поэтому неудивительно, что и полноценный сольный вечер в Первопрестольной не остается без внимания татарских поклонников, которые еще до начала мероприятия одаривают главного героя цветами и просят сфотографироваться.

Интересно другое: хотя времена, мягко говоря, непростые и тревожные, многим, вероятно, не до искусства, зал «Зарядья» отнюдь не пустовал, а реакция публики – самой различной – была живой и совершенно не похожей на дежурную. Отчасти это и результат грамотно выстроенной программы вечера, в которой масштабные оркестровые полотна чередовались с песнями, легко воспринимаемыми даже неискушенными слушателями, а новые сочинения – с давно известными и любимыми.

Так, в начале концерта прозвучала мировая премьера сюиты «Алтайские пейзажи»: яркий пример музыкальной этники, впрочем, «прочитанной» все равно через призму узнаваемого стиля Калимуллина. Здесь можно вспомнить о балете «Дети белого солнца», созданном для Якутии и в апреле этого года показанном в Москве. Он тоже вырос из изучения композитором местного фольклора и национальных традиций. Но если в сценическом произведении материал более статичен, он зачастую не подвергается активному развитию, то в новой работе как раз разработка этнических мотивов делает партитуру столь увлекательной.

«Алтайские пейзажи» выросли из поездки Калимуллина, но и весь концерт можно было бы назвать таким музыкальным путешествием: своеобразие сибирского региона здесь представлено не менее ярко, чем татарская тематика, а, например, песня «Яблонька» оказывается квинтэссенцией русского (а может, даже советского) мелодизма. Автор, впрочем, парадоксально окрестил вечер «Московскими историями», подчеркнув тем самым значение столицы для своего творчества. Как тут не вспомнить крылатую фразу «Все дороги ведут в Рим» (а в данном случае – в Третий Рим)?

Драматургическим центром мероприятия стал Скрипичный концерт – одно из «коронных» произведений Рашида Калимуллина, которое вместе с тем становится и триумфом солиста, позволяя ему в полной мере продемонстрировать виртуозность. Как и на прошлогоднем московском концерте композитора, эту роль исполнил Станислав Малышев, с недавних пор не только участник Студии новой музыки, но и основатель собственного OpenSound Orchestra, за короткий срок ставшего одним из главных отечественных коллективов в сфере современной музыки. Но в «Зарядье» Малышев играл не с этими коллективами, а с Оркестром Центра современной музыки Софии Губайдулиной под руководством Анны Гулишамбаровой. Однако все равно было ощущение полного взаимопонимания между солистом и оркестрантами. Исполнители сразу подняли градус эмоционального накала до предела и захватили публику невероятным драматизмом музыки. Как следствие – бурные овации после первой же части.

Обычно аплодисменты между частями воспринимаются как свидетельство неопытности, малой наслушанности публики, но здесь гром оваций выглядел почти что вынужденной физиологической реакцией – выходом того напряжения, которое накопилось у слушателей. Артисты, к слову, иронично обыграли ситуацию: Малышев показал пальцами «II» – мол, не торопитесь, впереди вторая часть, в ответ на что дирижер продемонстрировала «III», напомнив, что в общей сложности частей в концерте три.

Конечно, в итоге Малышев получил свою законную порцию восторгов и криков «браво», долго откланивался и благодарил партер за прием. Но все же главным героем вечера из исполнителей стала Анна Гулишамбарова вместе со своим коллективом. Постоянный соратник Калимуллина, она вместе с композитором создавала этот оркестр и стала его бессменным руководителем. И хотя репертуар коллектива не ограничивается творчеством Калимуллина, именно в произведениях этого автора казанские музыканты чувствуют себя «как дома» и демонстрируют исключительную слаженность, глубокое чувство материала.

Впрочем, оркестр не боится и отходить на второй план, когда надо уступить зрительское внимание певцам. И в эстрадных номерах его функция ограничивается деликатным аккомпанементом. Эльзе Исламовой и Альберту Жалилову действительно ни разу не пришлось перекрикивать подопечных Гулишамбаровой, хотя некоторые куплеты они пели подчеркнуто скромным звуком, не раскрывая возможности голоса и приберегая их для кульминации. Помимо уже упомянутой «Яблоньки», прозвучали композиции «Забудь меня», «Когда же встретимся с тобой» и «Вернись в мою жизнь». И в них Рашид Калимуллин, пожалуй, наиболее явно демонстрирует редкое для академического автора (да еще и симфониста) умение писать просто, может, даже лапидарно. Но лапидарность эта попадает в самую цель, и после концерта нет-нет да и ловишь себя на мысли, что напеваешь одну из песен.

Вероятно, было бы самым логичным закончить вечер как раз такой композицией – позволить публике расслабиться, выдохнуть напоследок. Но Калимуллин выбрал другой путь и под занавес поставил финал «Симфонических фресок» – своего opus magnum, которое является и квинтэссенцией калимуллиновского драматизма. В Москве «Фрески» звучали неоднократно, однако именно в этот раз они вдруг обрели невероятную злободневность, будто вобрав в себя напряженность последних недель. И сам автор в прощальном слове подтвердил, что тем самым откликнулся на происходящее.

«Мы живем в непростое время. Наша страна часто сталкивалась с испытаниями, но мы всегда продолжали жить и творить и выходили из этих ситуаций победителями. И сейчас жизнь преподнесла нам очередное испытание. Мы будем сильными и в то же время будем любить музыку, лирику и наших близких», – напутствовал Калимуллин публике, хотя сама музыкальная программа оказалась красноречивее любых слов.

Автор текста Сергей Уваров

Источник