Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Фестиваль «Музыка волжских берегов» завершился в Твери

Фестиваль «Музыка волжских берегов» завершился в Твери

В Твери прошел второй Межрегиональный фестиваль современного музыкального искусства «Музыка волжских берегов», организованный при поддержке Союза композиторов России.

«Фестиваль, несомненно, – значимое событие для культурной жизни столицы Верхневолжья, – подчеркивает председатель регионального отделения Союза композиторов Владислав Честнодумов. – Это настоящий музыкальный марафон, который объединяет в одном художественном пространстве творческие силы тверских композиторов, а также приглашает к сотрудничеству наших коллег из Нижнего Новгорода и Самары».

Основная цель фестиваля состоит в популяризации современного композиторского творчества, знакомства слушателей со стилистикой, эстетикой звучания, темами, идеями музыки «академического» направления. Для самих авторов концерты «Волжских берегов» – это прекрасная площадка для обмена опытом, возможность, иногда впервые, «вживую» услышать свои свежие сочинения.

Исполнители – отдельная тема для размышлений в связи с провинциальными фестивалями современного искусства. Не каждый музыкант возьмется в кратчайшие сроки разучить незнакомое, сложно звучащее произведение и донести до слушатели художественную волю автора. Огромную благодарность организаторы фестиваля выражают струнному квартету «Классика», камерному ансамблю «Sonorum Trio», артистам Тверской академической филармонии, преподавателям Тверского музыкально-педагогического колледжа, Тверского музыкального колледжа имени М.П. Мусоргского, Детской школы искусств №1.

На концертах фестиваля была представлена обширная панорама камерных сочинений тринадцати авторов. Любопытно, что в музыке разных композиторов в целом ощущалось стилистическое родство, сформировавшее общий колорит «звучания» фестиваля. Это выразилось, в частности, в мелодической ясности, относительной простоте фактурного изложения, жанровой строгости и структурной определенности сочинений, преобладании лирического высказывания. Среди прозвучавших опусов не было радикально авангардных, так что строгая, хотя и не совсем привычная, звуковая атмосфера нигде не нарушалась. Очевидно, что программа составлялась с заботой о слушателе, однако множество музыкальных «раздумий» и «рефлексий» порой сильно тормозило динамику выступлений.

Концерты «Музыки волжских берегов» проходили в удачном формате, предполагавшем представление каждого автора и краткие комментарии об исполняемых произведениях, к слову сказать, в большинстве своем сочиненных в последнее десятилетие.

Некоторая калейдоскопичность построения программы фестиваля не дает возможности подробно остановиться на каждом ее номере. Отмечу разнообразие работ для духовых инструментов: «Русская рапсодия» для тромбона и фортепиано Юрия Штуко (Тверь), характеристичная сюита для кларнета и фортепиано Владислава Честнодумова (Тверь), потрясающе сложный «Этюд в стиле импрессионизма» для бас-кларнета соло Оксаны Зароднюк (Нижний Новгород), «Пламя на темном стекле» с джазовым «флером» для саксофона и фортепиано Светланы Мышкиной (Самара).

Такой же обильной была и сфера вокальной музыки: своеобразной квинтэссенцией романса романтического века стал небольшой цикл «Элегия русской элегии» Дениса Присяжнюка (Нижний Новгород). Пронзительно светло прозвучали романсы на стихи Б. Пастернака Владимира Успенского (Тверь) и «Строки поэзии Ларисы Губановой» Алексея Сумелиди (Тверь), а сокровенно-печальный романс «За искателем небес» Сергея Левина (Тверь) на стихи Н. Гумилева составил лирическую кульминацию второго фестивального вечера.

Лучшими интерпретациями запомнились сюита «Пять мгновений для фортепиано» Леи Витковской (Самара), прекрасно исполненная Ольгой Никитиной, а также поэтичный импрессионистский триптих «Эскизы моря» для фортепиано, скрипки и виолончели Илоны Дягилевой (Нижний Новгород), представленный артистами Тверской академической филармонии.

Не обошлось и без премьер. Так, на фестивале впервые прозвучала «Веснянка» для струнного квартета нижегородского композитора Ольги Веденкиной, навеянная образной семантикой и музыкальной стилистикой русского календарного фольклора. Одним из открытий «Музыки волжских берегов» стало первое исполнение тропаря Августовской иконы Божией Матери тверского композитора Натальи Балашовой – песнопения несравненной мелодической красоты и чистоты стиля.

Финал фестиваля получился символичным: в завершение второго концертного вечера прозвучала фортепианная пьеса тверского композитора Сергея Левина «C’e la faremo» («Мы преодолеем») ‑ произведение, расширившее пространство концертного зала почти до космических масштабов. В звучной итальянской фразе названия пьесы зашифрована монограмма (C-E-La-Fa-Re-Mi – до-ми-ля-фа-ре-ми), которая использована в качестве темы для вариаций на выдержанную мелодию. Многократно повторяясь, как мантра, эта тема постепенно достигает всеохватного гимнического звучания, воспевая силу и вечное обновление жизни. Замысел пьесы в своем роде уникален: она возникла, по словам автора, как музыкальное средство борьбы с COVID-19, но звучит актуально и в наше непростое время.

Публика, увы, не слишком многочисленная, следила за развитием событий фестиваля с большим пониманием, уважением и вдумчивостью.

Хочется надеяться, что фестиваль, задуманный как ежегодный, обретет более прочную почву «под ногами» и больший размах. Однако для успешной реализации проекту крайне необходима филармоническая сцена, более многочисленные исполнительские силы и, что самое важное и проблематичное, ‑ поощрение и поддержка «словом и делом» со стороны администрации города, поскольку простого энтузиазма композиторов здесь явно недостаточно. Это важно не только для самих музыкантов, но и для тех, кому предназначена современная музыка, дающая нам силы, утешение, вселяющая надежду, призывающая к размышлению и помогающая найти самих себя.

Источник