Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Фестиваль «Дни Союза композиторов России в Алтайском крае» прошел в Барнауле

Фестиваль «Дни Союза композиторов России в Алтайском крае» прошел в Барнауле

С 3 по 8 ноября в Барнауле прошел фестиваль «Дни Союза композиторов России в Алтайском крае» – событие со всех точек зрения историческое. Впервые музыку алтайских авторов в таком объеме исполняли симфонический оркестр, оркестр «Сибирь», Барнаульский академический хор им. Тарнецкого и многочисленные солисты.

А слушатели, успевшие купить билеты, смогли узнать, что еще с 1970-х годов и по сей день на Алтае создаются серьезные академические сочинения: симфонии и симфонические сюиты, концерты, балеты, вокальные циклы, оратории, кантаты и романсы.

Молодой союз

На открытии фестиваля в филармонии министр культуры Елена Безрукова напомнила собравшимся, что чуть больше года назад у нас впервые появился молодой творческий союз, точнее, региональное отделение Союза композиторов России. «Мы прекрасно понимаем, что профессионалы, способные создавать классическую музыку, – люди уникальные, особенно если мы говорим о регионах. Тем важнее поддержка этого направления», – заметила министр.

Проект фестиваля в честь открытия отделения получил губернаторский грант и был поддержан Центральным аппаратом Союза композиторов России. Ответственный секретарь союза Павел Левадный в начале симфонического концерта в филармонии отметил, что не каждый регион России может похвастаться собственным отделением:

– Профессия композитора абсолютно уникальна, на самом деле их не может быть много. И чтобы где-то открыть отделение Союза композиторов, должны быть созданы и постоянно поддерживаться определенные условия: сотрудничество с исполнителями, понимание со стороны руководства региона того, что союз – это уникальный артефакт, который может представлять край на любых культурных площадках, и вы – слушатели. Очень важно иметь обратную связь, слышать ваши отклики на музыку.

Настроить слух

«Вполне возможно, что музыка, которая прозвучит сегодня, для многих покажется… слишком сложной. Но, поверьте, это музыка высочайшего профессионального класса, с глубоким содержанием. Она заставляет думать, развиваться», – предупредил первых слушателей Левадный. О том же и в последующие дни говорили другие участники событий, например музыковед, профессор, член Алтайского отделения союза Елена Пляскина:

– Нас обучают на классике, и слух наш немного по-другому устроен, у него ладовое развитие. К современной музыке свой слух надо приучать, ее невозможно воспринимать «между прочим». Поэтому мы не знали, как пройдет фестиваль. Но публика отнеслась к событию с большим интересом.

А музыковед и известный просветитель Михаил Стюхин даже специально обратился к публике перед началом камерного концерта в Белом зале ГМИЛИКА 6 ноября:

– Когда произведение звучит впервые, нужно быть внимательным и осторожным в оценках. Так что откройте свои сердца и примите эту музыку непредвзято!

Но эти предупреждения, кажется, оказались излишними: публика не просто была готова к новым впечатлениям, но даже самые необычные и сложные для восприятия вещи принимала трепетно и вполне восторженно. Композитор Алексей Шиховцов, чьи произведения звучали на разных барнаульских сценах в течение трех дней, признался «АП»:

– Ощущения замечательные! Я понимаю, что музыка наша не традиционная, которую все знают, и для нас это был такой «кот в мешке»: никогда не знаешь, как публика среагирует. Но сейчас видно, что люди принимают это, подходят к нам и говорят спасибо, обещают ждать наших новых произведений. И это говорит о многом.

Долгожданные премьеры

Фестиваль открылся симфоническим концертом в филармонии, в котором были исполнены Симфония си минор Евгения Кравцова, фрагменты из музыки к трагедии Пушкина «Пир во время чумы» Анны Колпаковой, симфоническая сюита «Сказки» председателя Алтайского отделения союза Ольги Дюжиной, а также произведения тех, кто возглавляет Союз композиторов России: «Симфонические танцы» председателя Рашида Калимуллина и Концерт для фортепиано с оркестром Павла Левадного. Специально к фестивалю Алексей Шиховцов написал Концертино для фортепиано с оркестром, которое исполнил лауреат международных конкурсов пианист-виртуоз Александр Яковлев из Санкт-Петербурга. И это была далеко не единственная премьера в фестивальные дни:

– Для нас это знаменательный момент, наша музыка уже звучала везде, где только можно: в Новосибирске, Красноярске, Москве, Санкт-Петербурге, сочинения Ольги Дюжиной исполнялись даже в Белоруссии. И вот наконец-то мы слышим это дома, в Барнауле, – говорит Шиховцов.

А композитор Анна Колпакова сказала «АП», что фестиваль – это большой эмоциональный и творческий всплеск:

– Мы друг за друга очень переживаем, поскольку стали единомышленниками, и хочется, чтобы у всех коллег музыка прозвучала хорошо.

– Вы присутствовали на репетициях, давали какие-то указания исполнителям? – спросили мы Анну.

– Совсем немного. Лично я доверяю исполнителям и совершенно не против услышать иное прочтение моей музыки, возможно, оно будет даже более удачным. Когда ты отпускаешь свое произведение, свою субъективную музыку в жизнь, она может заиграть совсем другими красками, но от этого не станет хуже!

Больше того, в дни фестиваля много говорилось о том, что в сотрудничестве с исполнителями творчество композитора словно обретает другой смысл, поскольку оркестры и хоры – настоящая творческая лаборатория, где автор впервые слышит написанное им вживую. И многие репетиции проходили бурно и эмоционально, поскольку композиторы вносили изменения в свои сочинения буквально на ходу.

В беседах с нами члены союза обещали осмыслить и обсудить фестиваль и затем работать дальше – возможно, проводить выездные концерты, просветительские проекты, мастер-классы. Но уже известно, что Алтайское отделение собирается сотрудничать с главными сценическими площадками и коллективами края, а значит, новую музыку мы будем слышать чаще.


Источник