На авторском концерте в столице Эльмир Низамов рассказал, когда в нем просыпается «дикий зверь»
Вчера в малом зале московского «Зарядья» прошел персональный концерт одного из самых востребованных композиторов современного Татарстана Эльмира Низамова в рамках специальной программы «Я композитор!». За два часа Низамов не только звучал в исполнении струнного оркестра OpensoundOrchestra и солистки Большого театра Альбины Латиповой, но и самостоятельно. Ведь такой формат встречи предполагает личное и откровенное общение зрителя с композитором. На концерте побывал и корреспондент «БИЗНЕС Online».
«Да я сам соткан из этого: либо forte, либо piano»
Малый зал столичного КЗ «Зарядье» – самое лучшее, что можно представить для камерного формата музыкального концерта. Небольшое помещение, отсутствие довлеющего официоза, близкие друзья и коллеги из профессионального музыкального сообщества на зрительских местах и сам композитор нос к носу перед слушателями. Он не только звучит в виртуозном исполнении, но и самостоятельно рассказывает, откровенничает, представляет каждую следующую композицию и искренне переживает за реакцию собравшихся.
«Я композитор!» – это целый цикл концертов от Cоюза композиторов России, здесь намерены познакомить слушателя с современной музыкой и развеять стереотип о ее сложности. А для этого сам композитор, в данном случае казанец Эльмир Низамов, лауреат премии президента РФ для молодых деятелей культуры 2020 года, с самого начала садится перед зрителем и в дружественной беседе с ведущей Анной Виленской рассказывает залу о каждом из исполняемых произведений, о том, как надо и не надо слушать его музыку, прерываясь лишь на исполнение.
Непривычно, что концерт музыкальной классики начинается не с самой музыки, а с диалога. Причем 20-минутного. Но организаторы настаивают: автору есть что сказать о своих произведениях, и прежде всего ему нужно дать высказаться вербально.
«Прежде всего хочется сказать, что я разный. Потому что на своем пути побывал в нескольких музыкальных шкурах: дикого зверя, милого и пушистого. Чаще всего современная музыка нуждается в дополнительной подготовке, но я стараюсь писать такую, которая не будет нуждаться в вербальном пояснении. Пусть музыка сама за себя скажет», – сказал со сцены Низамов и пригласил струнный оркестр OpensoundOrchestra.
Концерт начался с исполнения Concerto grosso в трех частях для скрипки, струнного оркестра и клавесина. Это сочинение – знаковое для Низамова, потому что через него он отдает дань уважения своим великим и давно ушедшим в историю учителям. «Когда я писал Concerto grosso, то подумал: а зачем все время что-то копать? У академических музыкантов есть свои святые – Бах, Моцарт, Бетховен. И я подумал: а почему не могу написать музыку так же, как они? Это мое подношение великим учителям, – объяснил композитор перед исполнением. – Вы услышите негу и яростную страсть. Да я сам соткан из этого: либо forte, либо piano».
Профессиональный слушатель отыскал в сочинении отсылки не только к трем святым академической музыки, но и к Альфреду Шнитке в последней части. Но это скорее музыковедческие детали, которые совсем не нужны для восприятия. Низамова спокойно может слушать любой, самый неподготовленный зритель – такими понятными чувствами и градациями он взывает к слушателю. Да и наблюдать за виртуозным исполнением сольной партии скрипки в исполнении главного дирижера оркестра Станислава Малышева – непередаваемое удовольствие.
«Если вдаваться в музыковедческие подробности, то все будет кружиться вокруг ноты фа»
От пылкой музыки – к максимально проникновенной. Следующим произведением стала мировая премьера композиции «Мольба», которая изначально была написана для кукольного спектакля Ильгиза Зайниева в театре «Экият» о голоде в Поволжье. А усилило впечатление от Concerto grosso и «Мольбы» ангельское пение молодой солистки Большого Альбины Латиповой. «Когда спрашивают, какой у меня любимый инструмент, я отвечаю: „Человеческий голос“. Мне кажется, нет ничего сильнее по силе воздействия на душу», – пояснил композитор. Кстати, и Низамов, и Латипова в 2021-м попали в традиционный рейтинг «БИЗНЕС Online» героев татарского мира за год.
Сначала сопрано Латипова, блиставшая в недавнем «Ариоданте» – барочной премьере Большого театра, исполнила вокализ для сопрано с оркестром «Видения Айсылу», тоже написанный для музыкального спектакля, а затем романс «Райские птицы».
Для завершения первого отделения Низамов выбрал композицию DIXI для струнного оркестра и фортепиано. «С латыни слово dixi переводится как „я все сказал“. Собственно говоря, этим произведением я действительно высказался», – сообщил автор. Хотя у произведения все же есть небольшая история. Оно было написано специально для фестиваля современной музыки Московской филармонии. И изначально DIXI исполняли четыре саксофона, фортепиано и ударные. Но это сочинение Низамова так запало в сердце слушателям, что после фестиваля ему пришлось несколько раз перекладывать музыку на разные составы. Так появилась версия для струнного оркестра с баяном и для оркестра народных инструментов. Не хватает только версии для полного симфонического.
DIXI не только смелое заявление. Это своего рода протест против стереотипа, что современная музыка – всегда что-то тихое, вкрадчивое и на полутонах. «Я спрашивал себя, почему никто не напишет шумно, громко и быстро. Мы же все так любим, – добавил композитор перед исполнением. – Если вдаваться в музыковедческие подробности, то все будет кружиться вокруг ноты фа. Она будет вибрировать как пульс. А вокруг нее – различные темы и подтемы».
льмир обещал и дальше радовать поклонников своим творчеством, плодотворно трудиться не только на академическом фронте, но и на театральном, и писать понятную без всяких ремарок музыку
Так Низамов действительно поставил эффектно точку в представлении собственной музыки, за что его наградили шквалом аплодисментов. После этого в зале еще звучал Рождественский концерт Корелли соль минор, op. 6 №8 и Aroura Ксенакиса.
Несмотря на камерность действа и присутствие друзей из профессионального сообщества (в зале была певица Эльмира Калимуллина, композиторы Кузьма Бодров и Илья Демуцкий, культуролог Йосси Тавор), бо́льшую часть зала занимали именно столичные поклонники творчества казанского композитора. Они еще долго не отпускали Низамова: просили фотографироваться, говорили комплименты и спрашивали: когда же появятся ноты для детского исполнения?
Казанец же обещал и дальше радовать поклонников своим творчеством, плодотворно трудиться не только на академическом фронте, но и на театральном, и писать понятную без всяких ремарок музыку.