12 декабря во французском Бордо состоялась премьера документального фильма магаданской журналистки Анастасии Якубек «Я свободен» (16+) о судьбе репрессированного композитора Всеволода Задерацкого.
Европейская премьера прошла в рамках фестиваля «Вечера российского кино в Бордо», который из-за сложной эпидситуации провели онлайн. Проекцию сопровождали двое пианистов - Андрей Гугнин и Nikita Mndoyants.
«Магадан теперь во Франции, - написал в своем Фейсбуке директор издательства «Охотник» Павел Жданов. - С Настиным фильмом, думаем, вы знакомы хорошо, если не видели, то вот ссылка».
Фильм "Я свободен" 16+
Также Павел Жданов написал и несколько слов о самом фестивале. Как определяют организаторы, «Вечера российского кино в Бордо» - это кинематографическое окно, через которое французская публика может взглянуть на современную Россию, на её людей, обычных и неординарных, с их повседневностью, с их историей, с тем, что их волнует и вдохновляет. Зрителям предлагаются кинопоказы, конференции кинокритиков, конкурс короткометражных фильмов, встречи с профессионалами кино и другие культурные и образовательные мероприятия. В этом году из-за пандемии фестиваль пришлось проводить онлайн.
Ранее по теме: ТЭФИ едет в Магадан!
- После просмотра состоялась онлайн-встреча с творческой группой фильма: Магадан представляла режиссер, автор сценария Анастасия Якубек, Москву - сын главного героя драмы "Я свободен", музыковед, профессор Московской консерватории им. Чайковского Всеволод Вс. Задерацкий и продюсер фильма Марина Броканова, Францию - внук Всеволода Петровича Задерацкого Лоран Задерацкий и Наталья Денешо, которая перевела сценарий на французский язык (фильм демонстрируется на фестивале с французскими субтитрами) и благодаря ее усилиям "Я свободен" попал на фестиваль во Францию. На обсуждении было много вопросов от зрителей и из России, и из Франции, - сообщил Жданов в своих соцсетях.
ПО СЛЕДАМ ПУБЛИКАЦИИ «МП»
ЕДВА НЕ РАССТРЕЛЯН КРАСНЫМИ…
Творческое наследие выдающегося композитора и литератора В. П. Задерацкого — человека трагической и удивительно интересной судьбы, не по своей воле попавшего на Колыму, где в лагерях на телеграфных бланках и обрывках тетрадных листов простым карандашом без ластика сразу набело написал всетональный цикл из 24 прелюдий и фуг — без права на ошибку, лишь в XXI веке начало осознаваться как уникальное явление искусства первой половины минувшего столетия, отмечает в своих работах о композиторе музыковед, руководитель фонда сохранения музыкального наследия Всеволода Задерацкого (г. Москва) Марина Броканова. Причина столь запоздалого признания — в необыкновенной биографии композитора и сокрытии его имени в советский период истории.
Всеволод Задерацкий родился 21 декабря 1891 года в г. Ровно. Окончив гимназию в Курске, поступил в Московский университет на юридический факультет и в Московскую консерваторию, в которой прошел полный курс обучения фортепиано, оперно-симфоническому дирижированию и композиции в 1910 — 1916 годах. В 1915 — 1916-х В. П. Задерацкий входил в число музыкальных наставников цесаревича Алексея. Этот непродолжительный период биографии сыграл роковую роль в жизни композитора и судьбе его творчества, на многие десятилетия погрузившегося во мрак забвения.
В 1916 году Задерацкий был призван в русскую армию и в качестве офицера принимал участие в Первой мировой войне. Позднее, в 1919 — 1920-х, ему снова пришлось встать в строй, на этот раз в белой армии в Гражданскую войну. Его военная карьера окончилась пленом у красных, причем он едва не был расстрелян ими. Был помилован лично Дзержинским и сослан в Рязань. До конца 1930-х годов Всеволод Петрович относился к лишенцам — гражданам, лишенным избирательного права, это положение означало бесправие во многих отношениях — так описывает страшные события в судьбе Задерацкого его исследователь пианист и музыковед Яша Немцов. Например, лишенец не мог получить постоянной работы, заниматься многими видами профессиональной деятельности, иметь телефон и т. д.
…ПОСЛЕ ЧЕГО АРЕСТОВАН. НЕОДНОКРАТНО
В 1921 — 1922 годах Задерацкий был дважды арестован, но каждый раз реабилитирован.
Трагической вехой стал арест Задерацкого в 1926-м, когда его без объяснения причин доставили в тюрьму. Хуже всего то, что при аресте были уничтожены все его рукописи. От всего написанного им до тех пор не сохранилось ни единой ноты. После этого была попытка самоубийства в тюрьме. Только через два года Задерацкий вышел на свободу. Обе его первые фортепианные сонаты, сочиненные сразу же после этого, своим необычно мрачным настроением и крайне суровым гармоническим языком свидетельствуют о тогдашнем душевном настрое композитора.
В 1928 году он создает две сонаты для фортепиано — самые ранние дошедшие до нас произведения. В этих сочинениях композитор предстает ярким авангардистом.
В 1930 — 1934 годах Всеволод Петрович проживает в Москве, где создает две оперы, несколько фортепианных циклов, множество вокальных и камерных произведений, а также Лирическую симфониетту для струнных. Не прошло и десяти лет, как последовал новый арест. Однако на этот раз Задерацкий принял меры предосторожности: предчувствуя надвигающуюся беду, он попросил жену спрятать его рукописи.
В мае 1937-го его доставили в тюрьму г. Ярославля. При проведенном перед этим обыске в его квартире ничего не нашли, кроме концертных афиш оркестра под управлением Задерацкого. Среди них была программа с произведениями Вагнера и Рихарда Штрауса. Позже его жена узнала, что Задерацкий арестован за «распространение фашистской музыки» и отправлен в трудовой лагерь «на Севере». Какой это лагерь, ей нельзя было знать, ибо он был осужден на «десять лет заключения без права переписки».
БЕЗ ПРАВА ПЕРЕПИСКИ, НО С ПРАВОМ ПИСАТЬ. МУЗЫКУ
В 1937 году его по сфабрикованным обвинениям арестовывают и ссылают в Севвостлаг (Магаданская область) — один из самых мрачных и жестоких каторжных лагерей. Севвостлаг управлял многими лагерями, находившимися большей частью в долине реки Колымы — в самом суровом краю России, где условия были особенно тяжелыми, а продолжительность жизни заключенных, как правило, составляла не более четырех лет.
К этому периоду относится и цикл из 24 прелюдий, созданный почти одновременно с аналогичным циклом Шостаковича, отмечает исследователь Немцов. Поразительный, абсолютно самобытный музыкальный язык пьес и их глубочайшее художественное наполнение — совершенно индивидуальное явление в дальнейшем развитии жанра, оказавшегося знаковым для отечественной музыкальной истории! В. П. Задерацкий в 1937 — 1939 годах воплотил идею, с которой спустя 5 лет соприкоснется П. Хиндемит в своем цикле «Ludus tonalis» и к которой спустя 15 лет обратится Д. Шостакович, давший старт многочисленным рецидивам создания полнотональных циклов в советской музыке. При этом вследствие известных причин сочинение Задерацкого не оказало влияния на ход развития музыкальной истории, однако теперь, спустя несколько десятков лет после его создания, оно предстает не только ярким художественным откровением, но и ценнейшим музыкально-историческим артефактом.
- Тогда моя мать еще не знала, что это обозначало верную смерть, — пишет сын Задерацкого Всеволод Всеволодович, российский музыковед, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, автор книги об отце «Per aspera». — Она начала бороться за возвращение своего мужа. Поехала в Москву и встала в бесконечную очередь просителей к Михаилу Калинину. Только полтора года спустя она дождалась и осенью 1938 года смогла подать свое заявление. Сейчас трудно сказать, подействовало ли это, но в июле 1939-го Задерацкий был освобожден.
ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО ОТ З/К
«Мой отец считался в лагере рассказчиком историй, — вспоминает в исследовательской статье Яши Немцова Задерацкий-младший. — Это означало, что после работы и особенно зимой начиналось его время. Заключенные собирались у огня и слушали его истории. Благодаря своему особенному литературному дару и богатому метафорами языку он выдвинулся на первое место. Это впоследствии оказалось важно ему при освобождении. Когда ему разрешили ходить (это случилось, кажется, 22.07.1939), пути ему были открыты, но как бы он ушел? Регион нужно было колонизировать, и расчет правителей был прост: освобожденные тоже должны были оставаться там. Чтобы уйти, нужно было добраться в Магадан, а там матросом или такелажным рабочим сесть на корабль во Владивосток. Только после этого можно было ехать дальше по железной дороге...
Отец рассказывал, что один из его постоянных слушателей — старый вор — при освобождении вынул изо рта золотое кольцо (которое он хранил там несколько месяцев) и дал ему со словами: «С ним ты пойдешь дальше». Всеволод Петрович сумел убедить своих охранников, что будет писать только ноты, а не слова. Вспоминая об этом позже, он очень сожалел, что у него тогда не было ластика, поэтому ему приходилось сразу писать набело. Не нужно особо подчеркивать, что в радиусе сотен километров не было ни одного пианино. Бумага, которую он раздобыл, была стопка бланков для телеграмм, тоненький блокнот (9,5 на 19,5 см) и несколько отдельных листов в клетку размером 14 на 20,5 см».
Вернувшись домой в конце 1939 года, Задерацкий сразу окунается в напряженную творческую работу, заканчивает начатую ранее оперу, пишет фортепианные сонаты, камерные и вокальные сочинения. С наступлением военного времени в период скитаний по провинциям он создает фортепианные циклы «Легенды», «Родина», «Фронт». Во львовский период Задерацким были написаны симфония, два детских фортепианных концерта, Скрипичный концерт. Смерть застала композитора в ночь на 1 февраля 1953 года работающим над оркестровкой этого концерта.
Литературное наследие Всеволода Задерацкого становится известным лишь с 2012 года, когда из печати вышла книга новелл «Золотое житье» (по материалам неоконченного романа «Человек идет по эпохе»). Выход книги произвел большое впечатление в литературных кругах. Его повести были оценены как ярчайшее явление русской литературы первой половины ХХ века. Им создано также четыре пьесы для драматического театра, которые и по сей день ждут изучения и оценки.
КАРТОЧКА ФИЛЬМА
Анастасия Якубек и Рустам Ахметов на съемках в Санкт-Петербурге / Фото: архив Анастасии Якубек
Съемочная группа документального фильма «Я свободен» — обладатели бронзового Орфея, победители конкурса «ТЭФИ-регион» за фильм «Последний поход Генерала» — журналист и режиссер Анастасия Якубек, оператор Рустам Ахметов, художник компьютерной графики Анна Фидря работали над фильмом полтора года. Съемки проходили в Магадане и Магаданской области, Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Курске и Львове. Фильм создан при финансовой помощи Национального фонда поддержки правообладателей и магаданского предпринимателя Михаила Казакова. Партнеры презентации — ГТРК «Магадан», Магаданский музыкальный и драматический театр, Союз театральных деятелей России, издательство «Охотник».