В Петербурге на 88-м году жизни скончался композитор, педагог, музыковед Сергей Слонимский. Он написал более сотни произведений – симфонии, оперы, балеты, романсы, вокальные циклы. Сочинял музыку к фильмам и театральным постановкам.
Сергей Слонимский стал классиком при жизни. Сочинять музыку он начал в раннем детстве. В 7 лет, после спектакля «Красная Шапочка», он вернулся домой и тут же написал песенки Лисы, Зайцев и Волка.
«Вообще, сколько себя помню, я, в первую очередь, пел понравившиеся стихи. В том числе, кстати, из «Красной шапочки» Евгения Львовича Шварца, Лермонтова «Тучка золотая». Я не понимал смысла, аллегории этого стихотворения Гейне, но мелодия получилась довольно выразительная», – рассказывал Сергей Слонимский.
Слонимского называли наследником классической традиции – прежде всего Мусоргского и Прокофьева, но его произведения поражали «сочетанием несочетаемого». Кандидат искусствоведения, профессор Петербургской консерватории. Он воспитал целую плеяду композиторов.
«Каждый ученик у него был особенный, поэтому ребята, которые выходили из его класса, – каждый становился отдельным мастером-профессионалом», – поделился Антон Танонов, директор Санкт-Петербургского филиала Союза композиторов России.
Опера Слонимского «Мастер и Маргарита» имела драматичную судьбу. После первого исполнения в 1972 году оперу запретили. В Большом зале Консерватории она прозвучала лишь через 17 лет.
«Он был смелый в искусстве человек и вообще смелый, не стеснялся выступить резко против каких-то вещей, с которым большинство смирялось», – отметил Александр Чайковский, композитор, народный артист России.
Сам себя композитор называл чудаком. Говорил, что большое чудачество – писать симфонии в наше время. Их он создал 34. А еще 3 балета, 8 опер, музыку к фильмам. Для картины «Интервенция» композитор предложил написать песни исполнителю главной роли Владимиру Высоцкому. Но тот отказался, сказав, что музыка Слонимского ему нравится. Сочинил только стихи.
Когда на экраны вышла «Республика ШКИД», некоторые коллеги спрашивали Слонимского, не стыдно ли ему до такого опускаться. А он отвечал: «Если ты не можешь написать песенку, то ты не имеешь права браться за симфонии».