Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

«Журналистские читки»: школа юного критика

«Журналистские читки»: школа юного критика

Трёхдневный семинар для молодых музыкальных критиков пройдёт с 5 по 7 декабря в московском Музее С.С. Прокофьева при поддержке Союза композиторов России.
С начинающими авторами будут заниматься авторитетные журналисты, музыковеды, преподаватели МГУ, среди которых — заведующая отделом культуры «Независимой газеты» Марина Гайкович, музыкальный обозреватель «Радио России» Ольга Русанова, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая, шеф-редактор службы информационного вещания телеканала «Культура» Андрей Райкин.
Участникам проекта «Журналистские читки» предложат творческие задания, лучшие тексты опубликуют в профильных СМИ, а их авторов пригласят на стажировки. Об идее проекта «Татьянину дню» рассказала её автор, журналист и музыкант Евгения Кривицкая.

— Что такое «Читки» — школа журналистики, площадка для обмена опытом или вообще театрализованное представление? Почему вы выбрали такой формат мероприятия?

— «Читки» — аналог термина reading, часто используемого и в музыкальной, и в театральной практике: знаете, когда драматург приносит новую пьесу в театр и представляет ее руководству и актерам. Так когда-то Чехов читал «в лицах» свои «Три сестры» и «Вишневый сад» мхатовцам. Мы же собираемся поработать с текстами молодых журналистов и критиков, сравнить их и дать практические рекомендации. Формат будет рабочий — экран, проектор, ноутбук. Впрочем, моменты интерактивного общения безусловно будут присутствовать: участники семинара смогут высказаться по ходу обсуждений. Этот проект поддержал Российский музыкальный союз, внутри которого есть объединение музыкальных журналистов и критиков. Благодаря ему мы имеем возможность поддержать участников из регионов, чтобы они могли три дня пожитьв столице и пообщаться с коллегами, «повариться» в профессиональной среде, посетить интересные культурные события. Также нас поддерживает и Союз композиторов России, который еще год назад стал проводить подобный проект «Композиторские читки» для молодых композиторов. Но композиторы, исполнители нуждаются в критиках, в поддержке СМИ, так что наши «Журналистские читки» будут в чем-то дополнять и по-своему расширять тот проект.

— Что вообще побудило вас провести такое мероприятие — отсутствие хороших курсов «культурной» журналистики, сниженная мотивация молодых журналистов писать на такие темы или, может, ошибки, с которыми вы постоянно сталкиваетесь в материалах о музыке, театре, литературе?

— Как главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» я имею дело с большим кругом авторов и постоянно сталкиваюсь с текстами, где авторы не знают, как им передать впечатления и оценки. Это очень сложный момент — у критика должен быть большой «бэкграунд», кругозор, но также играет роль стиль, манера письма. Ведь рецензия — это не отчет, а некий художественный текст, который надо интересно написать. В нем должны быть композиция, драматургия… Поэтому, разумеется, мы не можем сделать из автора Льва Толстого, но можем подсказать какие-то пути. Вы не поверите, как много молодых авторов приносят статьи, написанные как будто бы в середине прошлого века, как когда-то писали в газете «Правда» в СССР.

— Что вообще происходит с «культурной» журналистикой в России? Видите ли вы негативные тенденции, связанные с закрытием профильных редакций в ведущих СМИ?

— Мы живем уже в новую эпоху: да, закрываются отделы культуры в СМИ, но люди, желающие оставаться в профессии, начинают переориентироваться — открывать каналы в YouTube,интернет-порталы и даже использовать страницы в соцсетях, делая их фактически личными СМИ. Мы стремительно уходим в виртуальное пространство, и куда нас заведет — посмотрим… Но это, конечно, открывает возможность высказывания любому: раньше критик, рецензент был штучным товаром, он «завоевывал» свое право на критику известных артистов. Теперь царят блогеры, они порой бравируют нелицеприятным стилем и возможностью «унизить», публично «растоптать» самого знаменитого артиста. Хорошо ли это? На курсах журналистики в МГУ, кажется, учат журналистской этике — наверное, о ней не стоит забывать, неважно, пишешь ли ты у себя на странице в Фейсбуке или в федеральной газете.

— Кто может подать заявку для участия в «Читках»? Что для этого нужно, есть ли конкурсный отбор?

— Мы открыты для талантливых, жаждущих не только критиковать других, но и работать над собой молодых коллег. Ждем студентов и аспирантов творческих вузов, представителей пиар-отделов концертных организаций, филармоний, независимых авторов. Ведь музыкальная журналистика включает огромный круг тем: не только рецензии на концерты и спектакли музыкальных театров, но и освещение событий в джаз— и рок-культуре, важны вопросы, связанные с образованием, с музеями, с библиотечным делом… Чтобы стать участником, надо подать заявку в виде какого-то критического или журналистского текста (можно не опубликованного) и прислать биографию на адрес jr.konkurs@rmu.org.ru. Вначале мы думали ограничить возраст участников «студенческим кругом», до 27 лет, но сейчас поняли, что это сужает круг — ведь в журналистику люди приходят иногда не сразу, и поэтому сейчас «подняли планку» до 35 лет!.

— Какие советы вы бы дали начинающим «культурным» журналистам как критик и как профессиональный музыкант?

— Не покажусь, наверное, оригинальной, но процитирую известное: «учиться, учиться и учиться». Вокруг нас постоянно происходят изменения в подходах к явлениям искусства, возникают новые направления, течения — нельзя все время мерить их мерками прошлого, не слышать «шум времени».

Заявки нужно направлять до 10 ноября 2019 года на электронный адрес jr.konkurs@rmu.org.ru с указанием темы — «Журналистские читки» (телефон для справок: +7 495 294-22-36). Во всех мероприятиях курсов также могут принять участие все желающие в качестве вольнослушателей.

Питание и проживание для иногородних участников «Журналистских читок», прошедших отбор, оплачивается организаторами.

Беседовала Дарья Ганиева

Источник